Соединенные Штаты, поддерживающие и приветствующие борьбу сирийских курдов против ИГ, неожиданно призвали их поумерить темпы притеснения боевиков и «не забирать дополнительные территории» на севере Сирии.
Если бы американцы так воевали с Японией, они бы до сих пор были где-нибудь в районе Перл-Харбора
«Мы обратились к лидерам YPG (отряды народной самообороны курдов – прим. ВЗГЛЯД) с предложением воздержаться от дальнейшей эскалации напряженности в регионе», – заявил представитель Госдепартамента Марк Тонер.
«Если (сирийские курды будут) забирать дополнительные территории вокруг Африна и Азаза, это повысит напряженность в отношениях с Турцией», – пояснил он.
Тонер добавил, что «видел сообщения о том, что они (обстрелы курдов Турцией) прекратились», и склонен верить им. При этом он отказался пояснять, откуда у США такие данные.
Бесполетную зону не одобрили
Между тем очевидно, что сохраняются вопросы, по которым мнение Штатов по-прежнему расходится с турецким. Турция, напомним, настаивает на создании на севере Сирии бесполетной зоны, что должно развязать руки Анкаре, рассматривающей эти территории как зону своего влияния.
Заметим, канцлер Германии Ангела Меркель накануне фактически поддержала Турцию, заявив, что считает «полезным», если бы в Сирии «была область, по которой ни одна из сторон конфликта не наносила бы авиаудары – своего рода зона, запретная для полетов».
Однако представитель Госдепа Марк Тонер недвусмысленно подчеркнул: позиция США «по бесполетным зонам остается прежней» – Вашингтон не поддерживает эту инициативу.
Напомним, о том, что США и НАТО не поддерживают инициативу Турции, заявил ранее глава альянса Йенс Столтенберг. Еще в ноябре президент США Барак Обама назвал идею создания бесполетных зон в Сирии контрпродуктивной.
Чужих боевиков бьем, «своих» пропускаем
Отметим, что одновременно с заявлением Вашингтона в адрес курдов, явно ободрившим Анкару, стало известно, что турецкие ВВС нанесли удар по району Хафтанин в Северном Ираке. Здесь, как предполагается, находятся позиции Рабочей партии Курдистана (РПК) – организации, которая действует в Турецком Курдистане, в Турции признана террористической и официально запрещена. «Целью атаки была группа из 60–70 человек, в том числе руководители террористической организации (РПК)», – передает РИА «Новости» заявление генштаба Турции.
Заявлено, что воздушная операция была проведена через два часа после теракта в Анкаре, который унес жизни 28 человек. Причастность РПК или какой-либо другой курдской группировки к произошедшему не доказана.
Как, в свою очередь, заявляют сирийские власти, Анкара отнюдь не препятствует тому, чтобы с ее территории через границу проникали вооруженные группы.
Так, сообщается, что в минувшее воскресенье в стратегически важный город Тель-Рифаат (расположенный в провинции Алеппо, в 20 км от сирийско-турецкой границы) через территорию Турции прибыли около 400 боевиков группировки «Файлак аш-Шам». В понедельник сирийские ополченцы совместно с бойцами курдских сил самообороны менее чем за сутки установили контроль над Тель-Рифаатом и продолжали развивать наступление в провинции Алеппо. Добавим, что в четверг правительственные войска смогли прорвать оборону боевиков в районе города Кенсаба, который является одним из крупнейших оставшихся оплотов террористов в провинции Латакия, к северу от центра провинции в районах, близких к турецкой границе.
При этом, как в четверг сообщило Reuters со ссылкой на источники в сирийской оппозиции, около 2 тыс. вооруженных бойцов на автомобилях покинули турецкую территорию и направились к городу Азаз на севере провинции Алеппо для поддержки мятежников. Их задача – усилить оборону города, к которому приближаются союзные правительственной армии курдские отряды, сообщает агентство.
«На Ракку идти можно, отсекать границу с Турцией нельзя»
Ряд экспертов отметили, что, сдерживая курдов, борющихся с ИГ, в угоду поддерживающей боевиков Турции, США негласно признают сотрудничество последней с ИГ.
#{smallinfographicleft=780808}Соединенные Штаты «не только признают это «открытым образом», отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Возникает вопрос: США «воюют с ИГ или делают вид, что воюют?» Эксперт напомнил, что США возглавляют коалицию из 65 членов, задача которой – воевать с ИГ.
«Более того, они сами взаимодействуют с курдами из Сирии на тему атаки на Ракку (город на северо-востоке Сирии, центр «халифата» ИГ – прим. ВЗГЛЯД) или каких-либо других действий», – добавил он. Получается, что воюющим с ИГ курдам говорят: «На Ракку вместе с американцами идти можно, а вместе с армией Асада отсекать границу с Сирией, чтобы не шла контрабанда нефти, приток боевиков и оружия, нельзя», – указал собеседник.
Сатановский напомнил, что «из Турции идут тысяча за тысячей хорошо вооруженных боевиков». «Воевать с террористами, у которых свободный доступ на территорию, которую они занимают, – очень странная война. Если бы американцы так воевали с Японией, они бы до сих пор воевали где-нибудь в районе Перл-Харбора, даже не высадившись на Окинаву», – подчеркнул Сатановский.
«США пошли на поводу у Турции, которая резко возражает против любого участия курдов в урегулировании ситуации в Сирии и тем более очень недовольна успехами курдских боевых отрядов в турецком приграничье», – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии», политолог Аждар Куртов.
Он отметил, что США оказывают поддержку курдам, «но политико-дипломатическую, а не откровенно военную».
«Сидят на заборе»
Советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина в беседе с газетой ВЗГЛЯД также отметила: с одной стороны, американцы вроде бы поддерживают курдов, потому что сегодня это основной боевой отряд на севере Сирии против террористов, а с другой – американцы сдерживают их и готовы здесь действовать согласованно с Турцией.
«США при президенте Бараке Обаме занимают двойственную позицию по отношению к очень многим проблемам, аналогично с курдами», – подчеркнула собеседница.
#{smallinfographicright=773669}«Протурецкую» риторику Штатов, которые, тем не менее, отказывают ей в создании бесполетных зон, Сатановский называет «позицией сидения на заборе». «Она очень удобная, потому что слезать в конечном итоге можно и на ту, и на другую сторону. Сидеть на заборе и находиться одновременно и на стороне борьбы с терроризмом, взаимодействуя с курдами, и на стороне Эрдогана, а значит, союза с террористами – как-то очень трудно. (Но) Обама пытается это делать», – указал эксперт.
Аждар Куртов также отмечает, что Вашингтон избрал тактику «и вашим, и нашим – США не стараются усилить ни ту, ни другую сторону, а наоборот, стараются сталкивать лбами разные политические группировки, военные подразделения и играть на их противоречиях».
«Руками своих военных союзников без варианта бесполетных зон»
Елена Супонина, комментируя отказ Вашингтона поддержать идею создания бесполетной зоны в Сирии, в свою очередь отметила: «Я не очень доверяю американским заявлениям. Сегодня они говорят, что бесполетные зоны не нужны, а завтра они могут их поддержать. Если еще недавно американцы говорили, что курды – это форпост в борьбе с терроризмом, а сегодня США готовы больше встать на позицию Турции, то какие гарантии, что американцы так же легко не изменят свое отношение к бесполетным зонам?» – подчеркнула Супонина.
Россия прекрасно помнит, как обернулась ситуация с утверждением бесполетной зоны в Ливии, которая в итоге вылилась в «тотальное господство западных боевых самолетов в воздухе», отмечает Аждар Куртов.
Штаты, хоть и идут на поводу у Турции по курдам, отказывают ей в бесполетных зонах, потому что, во-первых, тотально превосходства сил США в воздухе над Сирией нет, пояснил эксперт. Во-вторых, они прекрасно понимают, «в случае обострения ситуации могут произойти инциденты между боевыми самолетами западной коалиции и Российской Федерации или же сирийцами. Это не в интересах США. При всей своей агрессивности они рассчитывают, что им удастся решить проблему чужими руками, руками своих военных союзников без варианта бесполетных зон. Тем более что они не хотят портить отношения с Россией там, где можно этого не делать», – указал Куртов.
«Такса, встретившаяся с бульмастифом»
Евгений Сатановский, комментируя заявление германского канцлера о поддержке бесполетных зон, заметил, что «Ангела Меркель превратила Германию в филиал Турции, это заметно по тому 1 миллиону 200 тысячам беженцев, которых Эрдоган обеспечил Европе и большая часть которых вошла в Германию. И сама превратилась в члена правительства Эрдогана», – указал собеседник.
«Как это случилось? Получил ли Эрдоган доступ к ее досье в штабе АНБ, «такой же, как в свое время Обама, благодаря чему она так яростно развернулась в сторону антироссийских санкций? Или она боится, что Эрдоган пришлет еще 5, 6, 10 миллионов своих боевиков? Мы не знаем, – отметил Сатановский. – Мыслительные процессы госпожи Меркель с недавних пор особенно не ясны. У нее против Греции лидерские амбиции зашкаливают, а в отношении Эрдогана она ведет себя как такса, встретившаяся с бульмастифом», – резюмировал эксперт.
О том, что заявление Меркель о бесполетных зонах было адресовано в первую очередь Турции, заявила и Елена Супонина. «Германия испытывает большие проблемы с потоком беженцев, и Меркель пытается заигрывать с Турцией, чтобы ослабить этот поток в Европу», – отметила она.
В высказываниях Меркель больше политики, чем военных соображений, отметил в свою очередь Аждар Куртов. «Германия действует по принципу сиюминутной выгоды. Меркель сделала ставку на политику, которую проводит в отношении мигрантов, и пытается получить лояльность Турции в ответ на обещание, что Турция будет создавать некий заслон на своей территории, такой отстойник для мигрантов, чтобы они не попадали дальше в Европу, – указал эксперт. – Меркель делает заявления, которые с ее точки зрения могут быть благоприятно расценены Анкарой».