Македония присоединится к газопроводу «Турецкий поток» только после достижения соответствующей договоренности между Москвой и Брюсселем. Об этом в среду заявил премьер-министр страны Никола Груевский. «Наша позиция: когда Брюссель и Москва достигнут соглашения по этому проекту, мы бы в нем приняли участие. Мы – страна, которая нацелена на евроатлантическое сообщество, и при принятии решений, имеющих стратегическое значение, руководствуемся этой целью», – заявил Груевский.
На Балканах сплошь да рядом говорят о том, что США приняли решение «скидывать» Груевского
Что касается энергетической безопасности страны, то премьер указал три других источника снабжения голубым топливом: получение сжиженного газа из Афин, подключение к газопроводу TAP из Азербайджана также через Грецию и соединительный трубопровод из Болгарии, проходящий через Румынию и Турцию. По словам Груевского, на этот счет уже достигнуты принципиальные договоренности с Болгарией.
Газпром и турецкая компания Botas в конце 2014 года подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода «Турецкий поток» мощностью 63 миллиарда кубометров газа в год из России в направлении Турции через Черное море. Газопровод протяженностью около 1100 километров выведет на турецко-греческую границу до 47 миллиардов кубометров газа. Межправительственное соглашение о новом газопроводе планируется подписать во втором квартале 2015 года, а первый газ подать в декабре 2016-го.
Россия и Греция сейчас прорабатывают меморандум о строительстве газопровода от греческо-турецкой границы, по которому газ из «Турецкого потока» пойдет дальше в Европу. Предполагается, что греческий участок газопровода пройдет как раз до границы с Македонией. «Турецкий поток» разрабатывается вместо ранее планируемого газопровода «Южный поток», от строительства которого Россия отказалась в прошлом году, в том числе из-за неконструктивной позиции ЕС.
Майдан в Скопье
Напомним, в середине мая оппозиция организовала в центре Скопье масштабную акцию протеста и потребовала отставки Груевского. Этим событиям предшествовало то, что 9 мая правоохранители провели в городе Куманово спецоперацию, в ходе которой были уничтожены 14 боевиков, также погибли восемь полицейских и еще 37 стражей порядка получили ранения. В МВД утверждают, что в Куманово действовало хорошо вооруженное и подготовленное формирование, члены которого незаконно проникли на территорию государства «с территории соседней страны», чтобы провести террористические акты и совершить нападения на государственные учреждения.
Ответственность за подготовку терактов взяла на себя албанская группировка «Освободительная народная армия», которая вместе с другими подпольными и незаконными албанскими формированиями в качестве главной цели провозгласила борьбу за объединение в единое государство всех земель региона, на которых традиционно проживают этнические албанцы. Речь идет о создании «Великой Албании».
При этом экономическая ситуация в стране оставляет желать лучшего: безработица – 28%, около 450 тыс. граждан (одна пятая) покинули страну в поисках работы в Европе. Македония считается одной из беднейших стран Европы – хуже ситуация только в соседней Албании.
В Министерстве иностранных дел России заявляли, что внешние силы пытаются расшатать внутриполитическую ситуацию в Македонии и столкнуть ее в пропасть цветной революции. «Македонские события достаточно грубо направляются извне», – говорил неделю назад министр иностранных дел России Сергей Лавров.
По его словам, за всеми этими событиями «стоит желание воздействовать на (Груевского) в связи с отказом присоединиться к санкциям против России», а также в связи с тем, что он «поддержал в свое время «Южный поток», а сейчас «выражает готовность сотрудничать в реализации других вариантов доставки энергоносителей из России на юг Европы», в том числе «Турецкого потока».
«Вынужден приспосабливаться»
Руководитель Центра по изучению современного Балканского кризиса Института славяноведения РАН, академик Сербской академии наук и искусств Елена Гуськова убеждена, что Груевский кардинально не менял точку зрения по поводу «Турецкого потока», но вынужден «приспосабливаться к тем, кто оказывает на него давление». «Это та же точка зрения, но по-разному выраженная. Сначала Груевский говорил о том, почему бы не рассмотреть этот вопрос, соглашаясь теоретически. А теперь он говорит, что он не возражает, но сначала России надо договариваться с Евросоюзом», – сказала Гуськова газете ВЗГЛЯД.
#{interviewpolit}По ее словам, ситуация в Македонии настолько сложная, что премьеру прежде всего нужно задумываться о нормализации отношений с оппозицией и албанцами, «и сегодня вопрос о «Турецком потоке» отходит на второй план».
«Соглашение по «Турецкому потоку» и с Турцией до конца не подписано. Груевский вообще не мог ни о чем говорить, потому что соглашение только намечается. И премьер согласен, что для Македонии это было бы выгодно. Видимо, состоялись переговоры с Евросоюзом, и сегодня для него этот вопрос отошел на второй план. Сейчас под вопросом стабильность и существование самой Македонии», – уверена эксперт.
«Македония поддержала проект, и начались странные события»
В свою очередь гендиректор «Фонда Национальной энергетической безопасности» Константин Симонов уверен, что Груевский, с одной стороны, сказал чистую правду, потому что Македония «вынуждена учитывать позицию ЕС и от этого никуда не денешься». «Македония, хоть и не является членом ЕС, но мы прекрасно понимаем, что если не будет достигнуто соглашение по Хорватии, Греции, то труба до Македонии физически не дойдет», – сказал Симонов газете ВЗГЛЯД.
С другой стороны, в словах премьера видно отражение последних политических событий в Македонии. «Мы все знаем: как только Македония поддержала этот проект, там тут же начались акции оппозиции, вторжение албанцев с диверсионными целями. И это очень странное совпадение», – отмечает Симонов.
«На Балканах говорят о том, что США приняли решение «скидывать» Груевского с должности, и это предполагает, что он вынужден быть более аккуратным и осторожным, – подчеркивает Симонов. – Но на самом деле мы понимаем, что вопрос даже не в стране и не в Брюсселе. Инициативу в свои руки должен взять заинтересованный в этих проектах бизнес. Строить-то все равно коммерческим компаниям, они должны предложить проект, куда они готовы инвестировать деньги. И уже с этим проектом идти в Брюссель согласовывать».
То, что США играют против этого проекта, очевидно, констатирует собеседник. Но, добавляет он, время есть – еще четыре с половиной года до окончания транзита через Украину. «Но Европа тоже должна понимать, что у нее есть реальная перспектива просто остаться без газа в 2020 году», – отметил политолог.
При этом Симонов провел параллель между тем, что сейчас происходит в Македонии, и тем, что было на Украине, когда президент Виктор Янукович пошел на уступки Майдану и в конечном итоге вообще был вынужден покинуть страну.
«Это все технологии одного плана. Неслучайно, когда были события на Украине, многие вспомнили цветные революции, которые были и на Балканах, и в Грузии. Шаблон очень похожий: молодежные организации, оппозиция, публичные акции. Поэтому трубопроводные истории можно увязать с этими акциями. Я даже читал статью, где цитировался один местный политолог. Он сказал, что «у нас на Балканах над конспирологией давно не смеются». То, что там что-то могли устроить американцы, уже не считается конспирологическим сюжетом, потому что это уже очень похоже на правду», – подытожил Симонов.