Саудовская Аравия приняла стратегическое решение о приобретении атомного оружия у Пакистана, сообщила британская печать со ссылкой на высокопоставленного американского чиновника. На такой шаг королевство решилось на фоне опасений из-за сделки по ядерной программе Ирана, пишет Sunday Times.
Появление у Саудовской Аравии такого оружия, особенно путь, которым она его может получить – покупка, – это примерно та же самая дорожка, которой в свое время шел Каддафи
В течение последних 30 лет Саудовская Аравия финансировала ядерную программу Пакистана. По словам источника, Исламабаду придется вернуть этот долг – в форме готового продукта. Он утверждает, что соглашение об этом было заключено изначально, и теперь дело дошло до реализации.
Данные о том, что пакистанская ядерная программа на самом деле была совместным проектом Эр-Рияда и Исламабада, появлялись и раньше. Еще в 2013 году BBC сообщила, что власти королевства могут получить пакистанское ядерное оружие в любой момент.
29 апреля саудовская армия впервые продемонстрировала имеющиеся на вооружении баллистические ракеты DF-3 китайского производства. Эти ракеты были показаны на параде, завершавшем масштабные учения «Саиф Абдулла» («Меч Абдуллы»).
Братство «бомбы»
Президент Института религии и политики Александр Игнатенко согласен, что Эр-Рияд многие годы финансировал создание «исламской ядерной бомбы» в Пакистане. «Она создавалась в общих интересах. Эр-Рияду не обязательно было располагать бомбой на своей территории, – заявил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Расчеты заключались в том, что Пакистан в случае необходимости реализует угрозу применить ядерное оружие».
Однако месяц назад между двумя ближайшими союзниками пробежала черная кошка, полагает эксперт. «При подготовке кампании «Буря решимости» в Йемене Пакистан заартачился и не стал посылать туда свои войска. И здесь у саудовского короля Салмана не могли не появиться сомнения относительно того, что пакистанцы используют бомбу для защиты самого королевства, когда понадобится», – предположил Игнатенко.
По его словам, саудовцы живут в ощущении опасности, которую в их понимании представляет собой появление бомбы и ракет в руках у иранских аятолл. «Не исключено, что они стали зондировать почву, чтобы обеспечить себе другой ядерный зонтик, искать другую державу, которая могла бы обеспечить такую защиту. По моим предположениям, они его нашли. Это Франция», – сказал эксперт-арабист.
Игнатенко высказывает версию, что Париж уже успел предложить Эр-Рияду какие-то гарантии. «Франция имеет давние и крепкие отношения с Аравией, – напомнил политолог. – Достаточно сказать, что в решающий момент, во время восстания 1979 года, когда пала Мекка и дело могло дойти до падения самой саудовской династии, Мекку отбили у повстанцев французские десантники. Решение об этом было принято в какие-то часы, что показало, что отношения между Эр-Риядом и Парижем были очень тесные и доверительные».
Сейчас Франсуа Олланд тоже укрепляет отношения с саудовцами, напомнил Игнатенко, тому есть много примеров. «Не исключено, что американцы, которые конкурируют с французами и на Аравийском полуострове, и в других регионах, вбрасывают подобную информацию. Видимо, они пытаются сорвать такое сотрудничество», – предположил Игнатенко. Впрочем, сама по себе информация о том, что Саудовская Аравия решила «купить» ядерную бомбу, вызывает у него улыбку. «На кой черт ей бомба, если она не умеет с ней обращаться?» – риторически спросил политолог.
Без оглядки на Вашингтон
В Институте востоковедения РАН тоже не спешат доверять сообщению британской газеты. «Что касается сотрудничества Саудовской Аравии и Пакистана в ядерной сфере, то оно осуществляется уже несколько лет, а военное сотрудничество – на протяжении нескольких десятилетий. Обе стороны давно решили, каких позиций они придерживаются в этой кооперации, – рассказала газете ВЗГЛЯД старший научный сотрудник сектора Пакистана Института востоковедения РАН Наталья Замараева. – Официально финансирования атомного проекта Пакистана со стороны Саудовской Аравии не было. Но она действительно остается одним из основных спонсоров различных проектов в Пакистане».
А заведующий тем же сектором Пакистана Сергей Каменев утверждает, что разногласия двух стран вокруг интервенции в Йемене отнюдь не привели к ссоре. «Отношения теперь чуть натянутые, но это временные трудности», – заверил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Директор московского Центра Карнеги, американист Дмитрий Тренин не исключает, что саудовцы скоро будут сами решать подобные вопросы, уже без ведома Вашингтона.
«Очень давно считалось: поскольку Саудовская Аравия финансировала пакистанский ядерный проект, то она, грубо говоря, зарезервировала за собой одну или несколько бомб в пакистанском арсенале – когда ей будет нужно, она эту бомбу может получить. Это, повторяю, грубая, но очень расхожая версия. На мой взгляд, все гораздо сложнее, – сказал Тренин газете ВЗГЛЯД. – Ведь речь не идет о том, вы берете и перевозите на свою территорию некий предмет, как бомба. Ведь для этого много чего нужно...»
Однако Саудовская Аравия действительно больше не полагается всерьез на помощь и защиту Соединенных Штатов, полагает американист.
«Надо иметь в виду, что Иран, хотя и проделал большой путь на пути к ядерному оружию, тоже готов остановиться на каком-то расстоянии от цели и использовать свою способность создавать ядерное оружие в качестве средства сдерживания, – предположил Тренин. – Поэтому не факт, что саудиты могли бы таким простым путем сдержать Иран. Но правда в том, что Эр-Рияд несколько отходит от опоры на Соединенные Штаты в обеспечении своей безопасности и ищет альтернативные способы укрепить ее на фоне обострения конфликта с Тегераном».
Призрак Каддафи
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников (КПРФ) не исключает подобного развития событий, как тот, что описала Sunday Times.
«Если допустить такой сценарий, то это сразу взрывает весь Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Если помните, за появлением ядерного оружия у Пакистана сразу последовало создание его со стороны Индии, которая остается его невидимым противником. Появление у Саудовской Аравии такого оружия – примерно та же самая дорожка, которой в свое время шел Каддафи», – заявил Калашников.
Муаммар Каддафи тоже часть ядерных технологий купил у Пакистана, напомнил депутат. «Запад, узнав об этом, предложил ему сдать технологии – в обмен на определенную амнистию. Так и произошло. Они его на время амнистировали. Даже руки ему целовали – например, итальянский премьер-министр Берлускони, а потом попросту убили и надругались над ним. Поэтому этот путь должен быть или прямым, то есть на нем нельзя останавливаться, как показал пример Каддафи, или на этот путь лучше не вступать», – сказал Калашников газете ВЗГЛЯД.
«Для нашей страны это абсолютно неприемлемый путь. Мы прекрасно понимаем: раз мы заключили ДНЯО, мы должны его однозначно придерживаться, не допустить расползания ядерного оружия. Если это все же произойдет, то тогда обычные конфликты просто-напросто могут вылиться в ядерную войну, которую уже никто – ни мы, ни Совет Безопасности ООН – остановить не сможет», – признал первый зампред комитета.
«Какими способами можно этого не допустить? Прежде всего это санкции Совета Безопасности. Нам рассматривать любые факты, реагировать даже на утечки в прессе, чтобы добиться проверки таких сообщений в Совбезе», – подытожил Калашников.