Антеро Эерола признался, что «стал свидетелем того, как артиллерия силовиков в Светлодарске обстреливает позиции ополченцев, несмотря на режим прекращения огня». После того, как он сообщил об этом прессе, его избили несколько неизвестных, передают «Вести.ru».
Слишком просто свалить все на Россию
Журналист не знает, кто были эти люди, но они говорили на украинском языке.
По данным финского издания Vantaan Sanomat, о случившемся Эерола рассказал еще 4 марта, вскоре после того, как стал свидетелем обстрела Светлодарска.
Вместе с одним из коллег Эерола из зоны боевых действий отправился в свой отель в Славянске (подконтрольном украинским властям городе Донецкой области – прим. ВЗГЛЯД). Там за ужином в одном из местных кафе к журналистам и подошла компания агрессивных молодых людей, говоривших по-украински.
«Я ответил, что знаю русский язык. Видимо, это еще больше их разозлило. Один из мужчин разбил мне нижнюю губу», – рассказал впоследствии пострадавший Эерола.
А из «объяснений» нападавших на украинском финн сделал вывод, что «иностранным журналистам нельзя находиться в этом районе».
В результате Эерола был госпитализирован. Причем он уверен, что пострадал бы еще сильнее, если бы ему с коллегой не удалось вовремя выбраться из кафе.
Украинская милиция некоторое время не хотела расследовать инцидент.
Всего на Украине финн пробыл десять дней. Пострадавший отметил, что за это время он успел убедиться в том, что в его родной Финляндии о конфликте в Донбассе рассказывают «не все и не так».
«Сообщения в прессе и выступления политиков призваны создать впечатление вмешательства извне. Слишком просто свалить все на Россию», – считает Эерола.
Также у него сложилось четкое ощущение, что на Украине есть большие проблемы со свободой слова. За последние месяцы ситуация в этой сфере серьезно ухудшилась. Например, Эерола присутствовал на суде, где украинские власти пытались запретить деятельность оппозиционной партии: «Такой цирк, который был в зале суда, я никогда не видел прежде: полный хаос, угрозы и навешивание ярлыков».
Напомним, на Украине активно создаются помехи работе СМИ, которые отказываются занять прокиевскую позицию. Так, 5 марта стало известно, что МИД Украины прекратил аккредитацию всех российских СМИ.
Впрочем, преследованиям подвергается и украинская пресса.
Кроме того, журналисты в прямом смысле работают на Украине с риском для жизни. Основным источником опасности для них стали украинские войска. От действий силовиков уже погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин, оператор Первого канала Анатолий Клян, итальянский журналист Энди Роккелли и его переводчик Андрей Мирон, а также фотокорреспондент МИА «Россия сегодня» Андрей Стенин. Также и на Западе относятся с подозрением к тем, в общем, немногочисленным журналистам, которые пытаются освещать не только прокиевскую позицию. Так, британского журналиста Грэма Филлипса, работающего в Донбассе, недавно задержали в лондонском аэропорту и в течение четырех часов допрашивали о его деятельности на Украине.
Никаких обвинений по итогам допроса предъявлено не было. Но ранее журналисту было направлено письмо, в котором МИД Великобритании настоятельно рекомендовал ему покинуть Донбасс и предостерегал от путешествий в Крым.
В ответ Филлипс написал, что гордится своей страной, но ему «стыдно» за позицию Великобритании в отношении событий в Донбассе. Он заявлял, что целью его работы в Донбассе является просвещение сограждан относительно реальной ситуации в регионе в противовес тем заблуждениям, которые распространяют многие западные СМИ.
Ранее Филлипс, побывавший на передовых позициях ополчения на расстоянии 100 метров от украинских военных, рассказывал о том, что украинские силовики регулярно обстреливают зону, где согласно минским договоренностям должно установиться перемирие.
Грэм Филлипс – стрингер, в настоящее время сотрудничающий с российскими СМИ. Работает на Украине начиная с периода киевских протестов в 2013 году и по сей день.
Во время своей работы на Украине он задерживался сотрудниками СБУ, украинские власти выдворяли его из страны и на три года запрещали новый въезд. Однако затем он все равно вовзращался, приезжая теперь уже в ДНР и ЛНР.
Филлипс даже был ранен в окрестностях поселка Пески в Донбассе. По некоторым данным, силовики вели прицельный огонь по журналисту. Осколок пробил ему бронежилет, вошел в тело через спину в районе почки. Но журналист пришел в больницу сам, а после выздоровления продолжил прежнюю деятельность.
Что касается нарушения режима прекращения огня на Украине, подобные сообщения приходят ежедневно и в большом количестве.
Так, в понедельник власти ЛНР сообщили об обстреле украинскими силовиками шахты «Первомайская», расположенной рядом с селом Михайловка.
«Всего было выпущено четыре снаряда из 120-мм миномета. Стреляли целенаправленно по шахте из города Золотое, который контролирует украинская сторона», – уточнили в «Луганском информационном центре».
При этом в МЧС ЛНР данный инцидент назвали самым серьезным обстрелом с начала нового перемирия.
В свою очередь власти ДНР в понедельник сообщили, что силовики за сутки нарушили режим тишины 25 раз.
За день до этого донецкие ополченцы сообщали об 11 случаях нарушения режима прекращения огня со стороны Киева.
В воскресенье представитель Вооруженных сил Украины и штаба силовой операции Анатолий Стельмах заявил, что ВС страны завершили четвертый этап отвода тяжелых вооружений от линии соприкосновения в Донбассе.
При этом представитель ДНР в минской контактной группе Денис Пушилин сообщал об обстреле украинскими силовиками аэропорта Донецка в пятницу. По его словам, данный факт заставляет сомневаться в реальности отвода вооружений украинской стороной.
По данным разведки Донецкой народной республики, Киев скорее осуществляет ротацию тяжелых вооружений, а не отводит технику от линии соприкосновения сторон.
Напомним, 12 февраля президент России Владимир Путин заявил, что в ходе почти 16-часовых переговоров лидеров России, Украины, Франции и Германии был подписан документ контактной группы о мерах, направленных на имплементацию минских договоренностей.
Документ предполагал прекращение огня в Донбассе с 00.00 по местному времени 15 февраля, отвод всех тяжелых вооружений обеими сторонами конфликта «на равные расстояния шириной минимум 50 километров друг от друга»; вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники и наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ; разоружение всех незаконных групп и формирований; проведение конституционной реформы на Украине до конца 2015 года; проведение выборов в отдельных районах ДНР и ЛНР с соблюдением стандартов ОБСЕ и БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), а также определение особых статусов республик.
Претворение этих договоренностей в жизнь все еще продолжается. При этом как Киев, так и ополченцы обвиняют друг друга в срыве соглашения. Но стрелять в Донбассе объективно все равно стали гораздо реже.