Взрыв и обвинения
Этот взрыв устроили харьковчане. Россия к этому не имеет никакого отношения
Во взрыве у здания Московского районного суда в Харькове, который произошел накануне, в Киеве тут же увидели происки России.
«Пример очередной диверсии против мирного населения со стороны России – взрыв в Харькове, во время которого 13 граждан пострадали, шестеро из них получили ранения», – сообщается на сайте информационно-аналитического центра СНБО Украины.
Происшествие квалифицировано как теракт.
Вторит СНБО и бывший помощник министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, а ныне депутат Верховной рады Антон Геращенко: «Европа! США! Цивилизованный, как Вы себя называете, мир, какие Вам еще нужны доказательства того, что Путина надо изолировать», – написал он в Facebook*.
Ранее Геращенко пояснял, что взрыв прозвучал после того, как было закончено судебное заседание по вопросу члена украинских праворадикальных организаций, бывшего члена партии «Свобода» по фамилии Соколов. Этот человек обвинялся в том, что 26 октября, в день выборов в Верховную раду, пришел на избирательный участок с оружием.
После взрыва в Харькове объявили спецоперацию по розыску и задержанию преступников, сообщил в свою очередь советник главы Службы безопасности Украины Маркиян Лубкивский, передает BBC.
В Харькове создан оперативный штаб, в который вошли представители СБУ, МВД и прокуратуры Украины.
Кстати, в харьковской прокуратуре заявили, что нашли на месте происшествия предмет с российской символикой. «Этот предмет вязаный, внешне похожий на игрушку: верхняя часть с российским флагом, нижняя – с георгиевской лентой», – отмечали там.
Однако позже украинское агентство УНИАН сообщило, игрушка с такой символикой была подготовлена для аукциона по сбору средств для «антитеррористической операции» в Донбассе, организованной Киевом. По всей вероятности, ее уронила девушка, которая была на суде.
Добавим, что, по словам неназванного источника «Интерфакса» в правоохранительных органах Украины, организаторы взрыва использовали самодельное взрывное устройство, начиненное металлическими поражающими элементами. «Сработало самодельное взрывное устройство, скорее всего, как-то прикопанное в земле. Эксперты нашли гайки, болты, машина одна иссечена ими», – сказал он.
Версии
По некоторым данным, взрыв в Харькове «предназначался» для активистов «Правого сектора*», пришедших поддержать в суде товарища-националиста.
Между тем информированный источник в Харькове на условиях анонимности рассказал газете ВЗГЛЯД, что у здания суда пострадали в основном представители батальона «Азов» и активисты. Обычных зевак, простых прохожих среди пострадавших не было.
«Этот взрыв устроили харьковчане. Россия к этому не имеет никакого отношения, – уверен он. – И это можно объяснить с учетом того, что происходит в городе, как унижают коренное население. Такова реакция харьковчан на «приезжих».
Он уточнил, что приезжие – это «днепровские, из Западной Украины, из Киева, из Хмельницкого, Ивано-Франковска, Тернополя».
При этом СНБО выгодно обвинить в произошедшем Россию: «Сразу после этого события в Харькове ввели режим антитеррористической операции. Они же не могут против харьковчан что-то проводить. Нужен внешний враг, которым будут просто пугать. Не станут же говорить открыто, что это простые местные жители».
При этом украинские СМИ много раз сообщали о мифических российских диверсантах, но «хоть бы раз показали одного такого», добавил источник.
В свою очередь директор Восточно-украинского центра стратегических инициатив из Харькова Роман Травин в комментарии газете ВЗГЛЯД отметил, что быстро понять причину взрыва, без соответствующих экспертиз и доказательств, невозможно.
По его словам, версий масса. Люди, поддерживающие киевскую власть и правых радикалов, естественно, винят во всем Россию и пророссийских партизан. Представители другого лагеря приводят другие версии, в частности, о взорвавшейся гранате в кармане одного из членов «Правого сектора» и о разборках внутри этой организации.
«В целом, на сегодняшний день на Украине имеет место демонизация России. Все, что плохого происходит, тут же связывается с происками России. В Киеве даже не хотят понять, что в том же Донбассе воюет огромное количество местных жителей», – отметил он.
Однако новый взрыв, по его словам, действительно вызвал в городе большой резонанс, и прежде всего потому, что это второе подобное происшествие, в результате которого пострадали люди. Хотя взрывов было больше.
«Это второй такой взрыв после паба «Стена». Пострадали, в том числе, девушки. И я думаю, что и многие из тех, кто не поддерживает политику «Правого сектора», осуждают подобные радикальные проявления», – отметил он.
Наконец, глава Федеральной национально-культурной автономии украинцев России, замдиректора Центра украинистики и белорусистики МГУ Богдан Безпалько рассказал газете ВЗГЛЯД, что, возможно, взрыв был организован харьковскими партизанами. Но с той же степенью вероятности это могла быть и граната у активиста «Правого сектора», который, как и его подсудимый товарищ, незаконно принес оружие.
«Пока нет никаких доказательств, никто не взял на себя ответственность за это», – сказал он.
По словам Безпалько, сейчас на Украине идет война даже не столько с применением армейских вооружений, сколько «война информационная, психологическая, брендовая, рекламная, маркетинговая».
«И любой взрыв, любой хлопок, который происходит, украинские спикеры сейчас же будут объявлять вражеским деянием со стороны России и без всяких доказательств. Мы уже видели это на примере трагедии с малайзийским Boeing. Потом был автобус под Волновахой».
Напомним, за последнее время в Харькове произошел целый ряд происшествий.
Так, 17 января в Харькове загорелись цистерны с топливом, предположительно, в них выстрелили из гранатомета. Позже по данному факту завели дело о диверсии.
11 января неизвестные забросали коктейлями Молотова офис газеты «Славянка» в Харькове. Были и другие инциденты. Самым резонансным из них стал взорванный харьковский паб «Стена».
По оценкам ряда экспертов, Харьков был одним из центров пророссийского движения на Украине еще до начала широкомасштабного конфликта в Донбассе. Но, в отличие от Донецка и Луганска, после того как Киев начал закручивать гайки, его местные оппоненты вынуждены были уйти в подполье. И часть из них, возможно, перешла к партизанской борьбе. При этом ни одного партизана за руку не поймали и не осудили.
А киевские власти постоянно пытаются обвинить во всем российскую сторону, хотя Москва не раз заявляла, что заинтересована в мирном разрешении конфликта на Украине и доказательств ее причастности к преступлениям на территории соседней страны нет.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ