В Брюсселе глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и другие лидеры ЕС накануне принимали делегацию Грузии во главе с премьер-министром Ираклием Гарибашвили. И хотя гости получили в итоге дополнительные 19 млн евро «на реформы», не все прошло радужно.
Ну и что, что мы станем ассоциированными членами? Алжир, Тунис и Марокко тоже такое подписывали!
«Грузия не сможет вступить в ЕС, это невозможно, – признался Баррозу. – Но мы должны сделать все, чтобы приблизить Грузию к ЕС, дать ее молодежи возможность для более широких контактов с европейцами. На это направлено соглашение об ассоциации».
Признание Баррозу можно считать сенсационным и крайне досадным и для грузинских правящих кругов, и для массового сознания. Напомним, что Тбилиси и в годы правления Михаила Саакашвили, и при нынешних властях много раз декларировал намерение вступить в Евросоюз. Это превратилось по сути в национальную мечту – наряду с мечтой о вступлении в НАТО.
«Парафированием соглашения об ассоциации в Вильнюсе мы начинаем процесс реальной интеграции в Евросоюз, который обязательно увенчается членством Грузии в ЕС», – заявлял 27 ноября, за день до открытия в Вильнюсе знаменитого саммита «Восточное партнерство», премьер-министр Ираклий Гарибашвили. По его словам, вступление в ЕС – это исторический выбор Грузии, а стремление Грузии к европейской семье имеет многовековую историю.
Подписать уже парафированное соглашение с Грузией, как и с Молдавией, Евросоюз наметил 27 июня. Но даже здесь грузины отстают. Молдавия уже почти месяц как имеет безвизовый режим со странами Шенгена. Грузия рассчитывает на подобный статус не ранее 2016 года.
Сам Баррозу обещал посетить Грузию за две недели до подписания соглашения – 13 июня. Но это, скорее всего, символический жест. Хотя и он пригодится правительству «Грузинской мечты» – 15 июня в стране пройдут местные выборы.
На фоне украинского кризиса Тбилиси рассчитывал, очевидно, что тот подхлестнет европейцев, напротив, ускорить интеграцию. Но пока поддержка лишь выразилась в том, что соглашение об ассоциации подписывается в июне, на квартал ранее запланированного.
«Сделать шаг навстречу России»
Как сказал газете ВЗГЛЯД директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, этот отказ Баррозу стал огромным политическим ударом для грузин, которые мечтали о Евросоюзе. «Саакашвили, помню, даже позировал на фоне флага Европейского союза и обманывал своих граждан – типа, мы так нужны Европе, поэтому обязательно станем членами Евросоюза. То, что произошло в Брюсселе, стало хорошим отрезвлением для Грузии, которая наконец-то поняла, что Европа в ней никогда не нуждалась и нуждаться не будет, впрочем, как и в Украине», – сказал Федоров.
Эксперт считает, что теперь народу Грузии придется переосмыслить свое место в истории и сделать шаг навстречу России, ведь у ЕС полно проблем и без новых членов.
С мнением Федорова согласен и замдиректора Института стран СНГ Владимир Жарихин: «В Евросоюзе никогда не было места для Грузии. То, что ЕС отправил их обратно домой, – констатация факта. ЕС никогда и не говорил о том, что для Грузии есть место в Евросоюзе. Для Грузии это, конечно же, расстройство, но им обещали лишь ассоциацию, а не членство в ЕС. Поэтому ничего удивительного, все плывет по течению», – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД.
Но пока Тбилиси пытается сохранить хорошую мину. Гарибашвили уже заявил, что Грузия «сделает все возможное, чтобы стать 29-м членом Евросоюза». То есть грузины постараются успешно вести страну к стандартам ЕС.
Интересно, что грузинская элита и НАТО, и ЕС рассматривает как «зонтик безопасности от России». И примечательно – Баррозу заявил, что президент Владимир Путин обещал никоим образом не препятствовать подписанию Тбилиси соглашения. По словам главы Еврокомиссии, российский лидер лично ему это гарантировал. Со своей стороны еврокомиссар Штефан Фюле заверил, что соглашение «на Россию и ее торговые интересы не окажет никакого влияния».
В итоге грузины рассчитывают не на политические, а на экономические поблажки. Подписываемое 27 июня соглашение подразумевает и возможность свободной торговли с ЕС. «Практика показала, что в таких странах, как Румыния, Венгрия, Болгария, после оформления аналогичных документов первое время экономические показатели заметно ухудшались, – говорит газете ВЗГЛЯД бывший ректор Дипакадемии Грузии Сосо Цинцадзе. – Тамошние экономики элементарно не выдерживали конкуренции с экономиками развитых европейских государств». Это, напомнил Цинцадзе, влекло, соответственно, и рост безработицы.
«Ну и что, что мы станем ассоциированными членами? Алжир, Тунис и Марокко тоже такое подписывали! – продолжает Цинцадзе. – Они же никогда не станут членами Евросоюза».