Накануне сразу в нескольких европейских СМИ появились сообщения о том, что двенадцатый по счету генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен может покинуть свой пост еще до майских выборов в Европарламент, хотя срок полномочий генсека истекает 30 сентября. Судя по тем же сообщениям, на пост преемника Расмуссена претендовали министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский и действующий глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу – политики, активно пытавшиеся влиять на политику ЕС во время украинского кризиса.
Пока преобладают эмоции, но люди начинают понимать, что обратной дороги нет
Однако, судя по всему, досрочно ушедшего в отставку Расмуссена сменит другой скандинав – норвежец Йенс Столтенберг, дважды (в 2000–2001 и 2005–2013) возглавлявший правительство своей страны. Как сообщает норвежское издание Aftenposten, вопрос уже решен и другие кандидатуры больше не рассматриваются. О назначении Столтенберга может быть объявлено уже в эту среду, во время визита в Брюссель президента США Барака Обамы. Американский лидер намерен встретиться с нынешним генсеком Расмуссеном и членами Североатлантического совета.
«Честно говоря, не могу припомнить, чем отличился Столтенберг на посту главы правительства Норвегии, кроме того, что он это правительство возглавлял, – заметил по этому поводу в беседе с газетой ВЗГЛЯД заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. – Не думаю, что он чем-то принципиально отличается от своего «географического соседа» Расмуссена».
Лидера левой Рабочей партии Норвегии Столтенберга определенно вряд ли можно причислить к «ястребам» или милитаристам. Последний состав его кабинета министров был выдержан в духе подчеркнутого гендерного равенства – на десять министров-мужчин десять женщин. А с международных трибун норвежский премьер выступал в основном по проблемам борьбы с эпидемиями и глобального потепления – в числе прочего, Столтенберг был назначен спецпредставителем генсека ООН по вопросам климата.
«Необходимо отметить, что, в конце концов, не генсек НАТО определяет политику альянса – он просто «говорящая голова» от имени альянса», – подчеркивает Храмчихин. Политика НАТО, безусловно, определяется факторами, не зависящими от того, кто номинально возглавляет эту организацию, отмечает эксперт.
Но, пожалуй, показательно то, что фигура Столтенберга – компромиссная. Он считается протеже одновременно Барака Обамы и канцлера Германии Ангелы Меркель.
Даже не «бумажный тигр»
Куда важнее то, как «практическую работу» альянса воспринимают в странах, входящих в НАТО. «Как недавно справедливо заметило одно польское издание – «спасибо Путину, что он напомнил, что НАТО сейчас – даже не «бумажный тигр», а мыльный пузырь», – подчеркивает Храмчихин. По мнению эксперта, Запад пытается замаскировать риторическими заявлениями существенное сокращение военных возможностей.
К такого рода голой риторике можно отнести громогласную поддержку идеи «демилитаризации Крыма». С таким предложением, напомним, выступил Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины, который возглавляет назначенный Верховной радой Андрей Парубий, в недавнем прошлом «комендант палаточного лагеря на Майдане». Заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Венди Шерман поспешила назвать идею Парубия «многообещающей».
«Идея демилитаризации Крыма – мертворожденная идея, и это не в компетенции ни Украины, ни США. Почему бы не обсудить лучше самороспуск НАТО?» – иронически отметил в своем микроблоге в Twitter глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков.
«СНБО, по всей видимости, вспомнил о старой идее Юлии Тимошенко – денонсировать Харьковские соглашения 2010 года о размещении Черноморского флота в Крыму, – очевидно, насколько сейчас это предложение неактуально и оторвано от реальности, – подчеркнул в беседе с газетой ВЗГЛЯД член экспертно-консультационного совета при ПИР-Центре, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский. – Или же речь идет о том, чтобы, признав Крым российским, требовать вывода оттуда базы ЧФ?». В любом случае, сама постановка вопроса о «демилитаризации» выглядит странно и свидетельствует о том, что Запад уже никак не может повлиять на ситуацию в Крыму. «Пока преобладают эмоции, но уже трезвые люди начинают понимать, что обратной дороги нет, и уже не получится, как призывает Тимошенко, «вернуть Крым на место», – подчеркивает Бужинский.
Европа экономит на НАТО
Как уже отмечала газета ВЗГЛЯД, пока что «западные партнеры», вопреки собственным громким заявлениям, не пошли на существенное сворачивание военно-технического сотрудничества с Россией, которое, впрочем, не было таким уж существенным и до украинского кризиса. Франция, напомним, сохраняет до осени в силе договоренности по покупке вертолетоносцев «Мистраль». Берлин, в отличие от Лондона и Парижа, даже воздерживается от деклараций о приостановке военного сотрудничества с Россией.
Сворачивание сотрудничества пока не выглядит серьезной угрозой, отмечает Евгений Бужинский. «Теоретически, конечно, может быть ликвидирован Совет Россия – НАТО, однако это не выглядит умным решением», – считает собеседник. Речь об упразднении этой структуры и не идет: Расмуссен лишь заявил о приостановке подготовки первой совместной миссии Совета Россия – НАТО по сопровождению судна с химоружием из Сирии.
Кроме того, НАТО приостановило все встречи с Россией на уровне, более низком, чем уровень послов, и объявило о намерении «пересмотреть все отношения с Россией».
Пока это по большей части эмоциональные заявления, отмечает Бужинский, и эти заявления во многом «для внутреннего употребления».
«Европейцы сейчас сокращают военные бюджеты, и Расмуссен на себе это чувствует, потому что денег на содержание этой махины становится все меньше и меньше», – отмечает эксперт. Напомним, что глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, выступая в начале марта на конференции по вопросам европейской военной политики, сообщил: в период между 2006 и 2010 годом государственные расходы членов ЕС на исследования и разработки в области обороны сократились на 14%, а суммарный бюджет на эту статью – на 3,5%.
Тогда глава Еврокомиссии высказался за то, чтобы НАТО максимально эффективно использовало бы оборонный потенциал при ограниченном финансировании в условиях жесткой экономии.
Генсек альянса Расмуссен еще в мае прошлого года уговаривал Евросоюз увеличить расходы на оборону. Ранее недовольство политикой Евросоюза в данном вопросе высказывали США. Заметим, что подобные претензии к ЕС выдвигаются уже не первый год. За последние 25 лет военные бюджеты стран сократились более чем вдвое. «А сейчас как раз удобный случай для того, чтобы заявить брюссельским чиновникам и европейским правительствам: наращивайте военные расходы, давайте побольше средств на НАТО», – констатирует Бужинский.
Призрачная угроза
Проявлением такого раскручивания истерии, по мнению эксперта, может служить заявление, которое накануне в Брюсселе сделал главком объединенных сил (ОС) НАТО, командующий силами США и НАТО в Европе Филипп Бридлав: он заявил, что «появились данные о высокой степени концентрации российских воинских частей на российско-украинской границе».
«У него должность такая – все время пугать», – отмечает Бужинский. Эксперт напомнил о том, что алармистское заявление генерала Бридлава удалось опровергнуть сразу же. «Украинский «самолет открытого неба» пролетел вдоль всей восточной границы, украинцы провели инспекцию в рамках Венского документа («Документ 2011 года о мерах укрепления доверия и безопасности», дающий право на инспекцию приграничных районов – прим. ВЗГЛЯД), и никакой концентрации не обнаружили, – подчеркивает Бужинский. – Замминистра обороны России Анатолий Антонов вчера выступил с заявлением о том, был комментарий и со стороны украинского инспектора, таким образом заявление Бридлава оказалось ложным».
Как сообщает The Guardian, тот же генерал Бридлав заявил о том, что Россия якобы готова аннексировать Приднестровье, что, по мнению эксперта, вполне укладывается в ту же тенденцию – вести атаку, но исключительно пропагандистскую. «Не думаю, что американцы сейчас настолько возбуждены, что будут пересматривать свои планы по размещению вооруженных сил за рубежом», – отмечает эксперт. Напротив, все последнее время США сокращали свое военное присутствие в мире, полагает Бужинский.