Масштабы России и разнообразие ее регионов диктуют введение «светофорного принципа» использования QR-кодов – в зависимости от пандемической опасности, считает политолог Глеб Кузнецов, глава Экспертного совета ЭИСИ (Экспертного института социальных исследований).
«Красный, желтый и зеленый цвета должны включаться в зависимости от эпидемиологических показателей в каждом субъекте – не надо всех стричь под одну гребенку», – пояснил Кузнецов, выступая в четверг на организованном ЭИСИ круглом столе на тему «QR-коды: опыт и перспективы применения».
«Светофорный принцип» уже в ходу в некоторых регионах из числа тех, где используются QR-коды, рассказала руководитель департамента региональных программ ЭИСИ Дарья Кислицына. «Коды используются не на всей территории субъекта, а в некоторых муниципалитетах или районах, в зависимости от ситуации с COVID-19. Сейчас такую практику мы фиксируем в Краснодарском крае и в Республике Алтай. А в Ивановской области используют другой «светофорный» подход, в привязке ко времени – в торговых центрах, в зависимости от времени суток QR-коды либо требуются, либо нет», – отметила эксперт по регионам.
С одной стороны, подход к применению QR-кодов на местах должен варьироваться с учетом уровня ковидной угрозы. С другой стороны, нужна «национальная рамка», то есть система общих принципов и подходов к использованию этой защитной меры, отметила Кислицына.
Общий подход, закрепленный на уровне государства, поможет «облегчить жизнь, сделать прозрачными меры и их снятие, дать понять, как и почему происходит то или иное изменение регулирования во время пандемии», – добавил Кузнецов.
«Для того, чтобы такая «национальная рамка» работала, и требуется принятие закона», – подчеркнула Кислицына. Напомним, что в прошлую пятницу в Госдуму внесли правительственные законопроекты о QR-кодах. Первое чтение запланировано на середину декабря, пока же предложения проходят обкатку в ходе дискуссий с профильными чиновниками, экспертами и представителями гражданского общества. «Надеюсь, в декабре Госдума сформулирует критерии для следования России по «светофорному» пути в плане использования QR-кодов», – отметил Кузнецов.
Время, оставшееся до первого рассмотрения законопроекта, позволит изучить и суммировать разнообразный опыт тех 77 регионов, где уже используют QR-коды, отметили эксперты.
«Если сфера общественного питания и культурные учреждения действуют по одинаковым правилам, то с QR-кодами на транспорте мы видим разнообразие, – рассказала Кислицына. – Например, в Камчатском крае QR-код используется для поездок на межмуниципальных автобусах и на полетах по местным направлениям. В Башкирии – на международных автобусных рейсах. В Чечне – в общественном транспорте, а в Хабаровском крае – в поездах». Кроме того, для въезда в некоторые регионы также требуется QR-код, например – в Ненецкий автономный округ, в Ростовскую область, в Якутию, добавила эксперт.
Регионам может быть интересен опыт столицы, где система QR-кодов изначально вводилась не по инициативе властей, а по просьбе бизнеса и – уже дала свои плоды, заметил обозреватель радиостанции «Говорит Москва» Александр Асафов. «В 2020 году московский бюджет недополучил 160 млрд рублей, очень серьезно упали доходы населения, и в итоге впервые за 10 лет был сверстан дефицитный бюджет. Из-за локдауна выросла безработица. Решение о вводе QR-кодов позволило повысить и темпы вакцинации в Москве, избежать дальнейшего локдауна и запустить оздоровление экономики», – указал эксперт.
Региональный опыт может быть полезным при разработке новых единых мер защиты. «Большая роль в обсуждении законопроекта о QR-кодах будет отводиться регионам и их дискуссиям. Регионам дадут возможность внести предложения, которые будут наиболее эффективны и которые можно будет предлагать к тиражированию в рамках всей страны», – подчеркнула Кислицына.
Сколько в России антиваксеров
За время обсуждения законопроекта власти также получат возможность оценить, как в обществе относятся к предложенным новшествам, заметил руководитель практики политического анализа ВЦИОМ Михаил Мамонов. «Сейчас только около 8-10% граждан действительно волнует тема QR-кодов», – сообщил эксперт. Но интерес людей к этой теме постоянно растет, в том числе из-за боязни заразиться COVID-19. «Не менее 64% россиян говорят о том, что опасаются инфекции, – отметил Мамонов. – При этом 35% опрошенных ВЦИОМом заявили, что уже вакцинировались, а 31% выразили готовность сделать прививку».
По мнению социолога, не следует преувеличивать влияние на общество антипрививочной («антиваксерской») пропаганды. «64% высказали негативное отношение к агитации против вакцины. В Москве и Санкт-Петербурге эти показатели еще выше в среднем на 3-4%», – отметил Мамонов.
Присутствие в обществе активного «антиваксерского» меньшинства, недоверие к мерам властей, напряжение между противниками вакцинации и теми, кто привился – это общемировое явление, подчеркнул директор Института новейших государств Алексей Мартынов. «В Италии «антиваксеров» именуют эгоистичным меньшинством, а их массовые акции – «маршами смерти», – добавила модератор круглого стола Екатерина Соколова, руководитель департамента стратегических исследований и прогнозирования ЭИСИ.
QR-коды везде
Использование такой меры защиты общества, как QR-коды и паспорта иммунитета – это общемировая практика, заметил Асафов. «В ряде стран QR-коды, как подтверждение иммунного статуса, используются уже больше года. Они пришли на смену изначально введенной практике отслеживания диагностированных больных коронавирусом с помощью мобильных приложений», – указал эксперт.
«Так, во Франции с июля введены «санитарные пропуска» с QR-кодами для входа в помещения, в которых больше 50 человек. В Нидерландах с сентября также введены обязательные пропуска с QR-кодами – для посещения общественных мест всем, кому больше 13 лет», – перечислил Асафов.
«В Китае распространена тоже своего рода «светофорная» система: QR-коды различного цветового ранжирования для посещения отелей, ресторанов, метро и жилых комплексов», – добавил эксперт. Зеленый код дает человеку свободу передвижения, желтый предписывает недельную самоизоляцию, красный – карантин на 14 и более дней. Соответственно, код динамичен и может меняться.
В Израиле аналогичную роль играют «зеленые паспорта», которые действуют уже год, добавил Мартынов. По его оценке, меры, принятые израильскими властями, позволили достичь большой степени свободы и безопасности граждан, которые привыкли к использованию QR-кодов. «Их система работает. Порядка 70% взрослого населения привито, 60% уже ревакцинировано. Люди привыкли и не удивляются этому. Более того, они достигли коллективного иммунитета, и поэтому открывают полностью страну для туристов», – констатировал директор Института новейших государств.
Что касается США, то там применение QR-кодов принято на уровне отдельных штатов, где волны пандемии были особенно высоки, добавил Асафов. «В Калифорнии, Колорадо, Луизиане, Иллинойсе, Мичигане, Миннесоте, Нью-Джерси, Нью-Йорке, Вирджинии и на Гавайях действуют ковид-паспорта с QR-кодами. Они используются при посещении кафе, фитнесс-центров, развлекательных центров. Получить такие паспорта обязаны все лица старше 12 лет, а для этого надо вакцинироваться хотя бы одним из компонентов», – сообщил эксперт.
Сам по себе QR-код представляет собой большую степень свободы и возвращение к нормальной жизни без страха новых волн пандемии и локдаунов, в свою очередь отметила Соколова. «Показательно, что в международной практике само наименование «QR-код» существует только в официальном лексиконе. В обиходе, например, на Кипре используется название SafePass (от «safety» – безопасность), в Китае он называется «кодом здоровья», а в Литве – Freedom ID, «пропуском свободы», – рассказала эксперт ЭИСИ.
При этом надо понимать, что сам по себе QR-код – это не медицинская мера и не прямой ответ на инфекционный вызов, заметил Кузнецов. «Это скорее способ контроля эпидемических показателей для государства и путь к обретению человеком уверенности, что вокруг него все обладают тем же кодом», – полагает глава экспертного совета ЭИСИ. По его мнению, QR-код – это мера побуждения к вакцинации, как к средству облегчить себе жизнь при понимании, что вакцинация является добровольной. Государство должно объяснять необходимость QR-кодов, но нужно оставить и другие возможности подтверждения того, что человек не инфицирован, например – ПЦР, полагает Кузнецов.
«В целом задача государства – сделать прозрачными вводимые меры и объяснить обществу их необходимость, – резюмировал глава Экспертного совета ЭИСИ. – Каждый житель России должен понимать личную заинтересованность в получении QR-кода. В этом смысле путь России – четкое регулирование общей «национальной рамки» применения данных мер, потому что от понятности и удобства системы QR-кодов зависит стабильность и общественное согласие».