Общество

30 марта 2019, 14:20

Первый полет Ил-112В задержался на два десятилетия

Фото: Пресс-служба ОАК

В субботу состоялся долгожданный полет первого созданного после распада СССР российского самолета, военного транспортника Ил-112В. Полет прошел с задержкой почти в четверть века, тем не менее став важным этапом обновления парка военно-транспортной авиации. Что вызвало подобную задержку? В чем уникальность детища «Ильюшина» для российских ВКС?

В воздух поднялся первый военно-транспортный самолет, полностью разработанный с нуля и произведенный в России в постсоветский период – Ил-112В. Знаменательно, что первый полет транспортника проходит накануне 125-летия со дня рождения авиаконструктора Сергея Ильюшина.

Испытательный полет прошел на Воронежском авиазаводе (ВАСО). Вначале взлетел самолет-лаборатория Ил-114 производства компании «Радар ММС», который сопровождал Ил-112В в первом полете. Сообщается, что экипажем командовал шеф-пилот ПАО «Ил» Герой России Николай Куимов. Полет прошел штатно, подчеркнули в пресс-службе компании «Ил».

Новый «Ил» благополучно приземлился в 13.00. За первым полетом самолета следили несколько десятков жителей Воронежа, проезжающие мимо автомобилисты останавливались и спрашивали, что происходит, передает РИА «Новости».

На земле летчиков встречали куратор «оборонки» вице-премьер Юрий Борисов, руководители Минобороны и Минпромторга, руководство Объединенной авиастроительной корпорации, «Ильюшина» и ВАСО.

Первый полет Ил-112В стал важным этапом для формирования парка военно-транспортной авиации за счет поступления новых самолетов, созданных уже в России, подчеркнул вице-премьер Борисов. По его словам, это не только транспортник, но и уникальная платформа, пригодная для решения военных и гражданских задач. О том же говорил и вице-президент по транспортной авиации ОАК, гендиректор «Ильюшина» Алексей Рогозин: «Ил-112 будет помогать в решении многих задач как в сфере военной логистики, так и в гражданском секторе».

Борисов отметил: машина строится полностью из отечественных комплектующих, будет оснащаться оборудованием на российской элементной базе. «Наша общая задача – сделать самолет, который не уступает современным зарубежным аналогам», – добавил куратор оборонпрома.

Парк военно-транспортной авиации нуждается в обновлении, потребность оценивается в объеме более 100 самолетов, в свою очередь отметил глава Минпромторга Денис Мантуров. «Заполнить эту нишу мы должны продукцией отечественного авиастроения, что послужит в интересах основного заказчика – военного ведомства – и обеспечит загрузку предприятий авиационной промышленности», – сказал министр.

«Мы, по аналогии с гражданской авиацией, формируем полноценную линейку военно-транспортных самолетов», – сообщил президент ОАК Юрий Слюсарь. Он добавил, что «легкий транспортник Ил-112В должен прийти на замену устаревших машин семейства «Ан». Здесь существует огромный отложенный спрос».

Напомним, что работа над Ил-112В началась в 2014 году. Самолет может перевозить до пяти тонн груза. Предназначен для транспортировки солдат, военной техники и вооружения. В ноябре 2018 года было опубликовано видео выкатки самолета.

 Серийное производство Ил-112В могло начаться еще в 1994 году, но не хватило финансирования, а потом российский транспортник «сбил» украинский Ан-140, на который «положило глаз» тогдашнее руководство Минобороны РФ. В итоге лишь теперь, 30 марта 2019 года, прошел первый полет этого «нового» самолета, с задержкой почти в четверть века. Задержался вылет и сейчас – по погоде, но не был отменен, как случалось прежде. Предполагается, что Ил-112В заменит устаревший парк военно-транспортных самолетов Ан-26.

В «малой авиации», к которой можно отнести легкий транспортный самолет Ил-112В, особых прорывных технологий в отечественном авиастроении не наблюдалось много лет.

Большинство воздушных машин подобного класса, а к ним можно отнести и «предшественник» военно-транспортный Ан-26, выходцы еще с советских времен. Даже более «свежий» Ил-114 первый полет совершил в 1990 году, но так и не смог заменить пассажирский Ан-24. Предполагается, что в варианте Ил-114-300, доработанный и модернизированный, этот самолет выйдет на испытательные полеты в 2020 году. И если в гражданской авиации наличие машин малого класса компенсируется старым багажом, еще способным летать, то военно-транспортная авиация страдает огромным дефицитом таких самолетов.

ВКС России на сегодняшний момент располагает в своем авиапарке 175 военно-транспортными самолетами Ан-26, постройки Киевского авиационного завода, которые находятся в эксплуатации с 1973 года (первые), производство которых было прекращено в 1986 году. При том, что эти машины заслужили репутацию «воздушных трудяг», хорошо зарекомендовали себя в различных климатических условиях, способны поднимать 5500 кг груза или 30 десантников, садиться на грунтовую взлетно-посадочную полосу, они уже морально устарели и требуют замены.

Самому новому Ан-26 уже за 33 года, плюс с разрывом военно-экономических связей с Украиной Россия лишилась запчастей и возможности модернизации «26-х».

Вдобавок ко всему Ан-26 стали все чаще падать. Всего за время эксплуатации во всем мире было потеряно (катастрофа, авария, боевая потеря) 144 таких самолета. Наибольший удар по репутации транспортника был нанесен при крушении российского Ан-26 в Сирии 6 марта 2018 года, когда при заходе на посадку на авиабазе Хмеймим самолет рухнул на землю, не долетев 500 метров до взлетно-посадочной полосы. 39 человек погибли, в том числе экипаж и группа офицеров во главе с генерал-майором. Предварительной причиной была названа техническая неисправность. Полеты на Ан-26 были прекращены до выяснения причин катастрофы.

В общем, новый легкий военно-транспортный самолет для ВКС крайне необходим, причем уже далеко не первый год. Предполагается, что им и станет Ил-112В, потребность в котором в армии оценивается в 300 машин (около тысячи в гражданской авиации в пассажирском варианте), при заявленной производительности ВАСО до 12 самолетов в год.

При достаточно непростом пути в небо Ил-112В, у него были и конкуренты. Например, проект многоцелевого транспортного самолета МиГ-110 (двухбалочная схема с высокорасположенным крылом и П-образным хвостовым оперением), который перешел для дальнейшей разработки в КБ Сухого в варианте Су-80. Или тоже турбовинтовой Ту-136, разрабатываемый для использования в условиях Севера, Сибири и Дальнего Востока. Однако по итогам проводимого Минобороны в апреле 2004 года конкурса на разработку легкого военно-транспортного самолета победил именно Ил-112В. Тогда представители военного ведомства заявили, что первый самолет этой модели поднимется в воздух уже в 2006 году, а через год будет выпущена установочная партия. Предполагалось, что финансирование проекта будет учтено в Госпрограмме вооружений на период 2011–2020 годов, а темп производства составит до 18 машин в год.

И если бы этим планам суждено было сбыться, то ВВС уже были бы полностью укомплектованы новыми Ил-112В. Но... финансирование сократилось, реализация замедлилась, а сроки отложены.

«Добило» Минобороны новый отечественный транспортник в мае 2011 года (министр – Анатолий Сердюков), когда было принято решение отказаться от военно-транспортной версии Ил-112 и приобрести семь украинских самолетов Ан-140, производства Харьковского авиационного производственного предприятия. Считалось, что так будет дешевле.

«Разработки и Ан-140, и Ил-112 велись практически параллельно в первой половине 1990-х годов, когда КБ Антонова и КБ Ильюшина планировали создать одинаковый самолет, который должен был заменить Ан-24 и Ан-26 как на Украине, так и в России, причем в обоих случаях изначально разрабатывалась именно пассажирская версия, – рассказывает государственный инспектор авиационного надзора по летной пригодности воздушных судов из Киева Александр Дерке. – Ан-140 в итоге продвигался немного быстрее и уже в 1999 году взлетел первый его серийный представитель. В продвижении на российский рынок сказался еще тот фактор, что с 2003 года сборка осуществлялась на самарском авиазаводе «Авиакор». Предполагалось, что Аэрофлот закупит несколько десятков «антоновых», да еще и ВВС России объявили о намерении закупить до конца 2020 года около десяти Ан-140, а затем еще 15 машин. С разрывом военно-технического сотрудничества между Украиной и Россией производство было свернуто и, насколько известно, один Ан-140 попал в состав авиации Тихоокеанского флота ВМФ РФ. На Харьковском авиапредприятии производство этой машины также было свернуто».

Сейчас Ил-112В рассматривается как единственный военно-транспортный самолет в этом классе для замены устаревших Ан-26. Нынешний его полет свидетельствует о твердости намерений военного ведомства «перевооружиться» этими машинами. Да и по большому счету конкурентов у изделия ильюшинской разработки не существует. И если его сравнивать с аналогичным украинским Ан-140, китайским Xian MA60, совместным итало-американским C-27 Spartan, то Ил-112В по целому ряду параметров не уступает этим самолетам, а по практической дальности полета превосходит их.

Авиационный эксперт Валентин Дудин полагает: «Потребность в легком военно-транспортном самолете актуальна еще и тем, что это звено сейчас практически выпало из состава ВВС.

Если, скажем, потребности в тяжелых самолетах для нужд военно-транспортной авиации покрывают Ил-76 во всех его модификациях, которые позволят дождаться и появления сверхтяжелого Ил-106, первый полет которого предполагается совершить в 2025 году. Сейчас, как известно, в Ульяновске готовы к выпуску на поточной линии сборки тяжелых транспортных самолетов Ил-76МД-90А. А стоящий на вооружении Ан-26 модернизации уже не подлежит. Поэтому надежда только на уже практически готовый Ил-112В. Осознали это и в Минобороны, где уже заказали 35 таких машин, а всего предполагается собрать около 300 самолетов, в том числе для нужд МЧС, ФСБ и других служб».

При этом, как ни странно звучит, новейший Ил-112В за 20 лет разработок уже несколько устарел. Например, требуют замены его двигатели. Вероятно, что этот транспортник станет на несколько ближайших десятилетий переходной моделью, до появления самолетов действительно нового поколения.

Текст: Виктор Сокирко

Вам может быть интересно

Сенат США одобрил законопроект о запрете импорта российского урана
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Столтенберг призвал изменить механизмы помощи Украине из-за неудач

Североатлантическому альянсу необходимо изменить механизмы оказания помощи Киеву из-за допущенных ранее провалов, заявил генеральный секретарь организации Йенс Столтенберг.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance осужден в США

Основатель крупнейшей криптобиржи Binance Чжао Чанпэн приговорен федеральным судом Сиэтла к четырем месяцам тюрьмы, сообщили СМИ.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

Американист: США ищут способы обхода собственных антироссийских санкций

Рост цен на бензин внутри США негативно сказывается на перспективах Байдена в рамках предстоящих выборов. Поэтому Вашингтон ищет способы обхода собственных санкций для стабилизации ситуации в стране, сказал газете ВЗГЛЯД американист Малек Дудаков. Ранее минфин США временно разрешил производить расчеты с российскими банками по энергетике.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

Трампа оштрафовали за комментарии по делу о выплатах порнозвезде

Суд Нью-Йорка выписал штраф бывшему президенту США Дональду Трампу за комментарии по делу о выплатах порноактрисе Сторми Дэниэлс, сообщил телеканал CNN.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?