В начале сентября 1885 года на севере США произошло массовое убийство, известное как «Резня в Рок-Спрингсе». Если бы что-то подобное случилось в наше время, наверное, это стало бы причиной для разрыва дипломатических отношений. Но во времена Дикого Запада бывали вещи и пострашнее.
Газета The New York Times писала, что Рок-Спрингс заслуживает участи Содома и Гоморры
Миграция в США, как известно, шла не только из западного мира, но и с востока. Выходцы из Китая активно осваивали прилегающие к Тихому океану штаты, а в Калифорнии общее количество китайцев в начале 80-х годов XIX века превышало 10% населения. Но, несмотря на то, что в гражданской войне победили противники рабства, расизм по-прежнему оставался мировоззрением, присущим среднестатистическому американцу. Причем китайцы занимали в этом мировоззрении особое место: массовая культура преподносила их как «желтую угрозу» – дикую, страшную и непременно монолитную (к началу Второй мировой войны место китайцев в этой системе ценностей заняли японцы).
В том числе и поэтому в 1882 году федеральное правительство приняло так называемый Акт об исключении китайцев. Согласно этому постановлению, запрещалась как миграция китайцев в США, так и натурализация уже приехавших. С теми или иными поправками этот дискриминационный закон действовал до 1965 года.
По мнению белого большинства, закон серьезно запоздал. Китайские рабочие были заняты в железнодорожной сфере, а также в угледобыче. Дискриминация была обычным явлением: китайцам можно было платить меньше, чем белым, но именно это делало их востребованными на рынке. В западных штатах набирала популярность организация «Рыцари труда» – тайный рабочий союз, формально открытый для представителей всех рас, но в реальности защищавший интересы исключительно белых.
В 1883 году отделение «Рыцарей» появилось и в шахтерском городке Рок-Спрингс, расположенном в «территории Вайоминг» (одноименный штат появился только в 1890 году). К тому времени расовая ситуация в городе уже была достаточно напряженной. Дело в том, что до 1875 года на шахтах города работали только белые работники, но после забастовки компания Union Pacific Coal Department привезла китайских штрейкбрехеров. В результате к сентябрю 1885-го на шахтах работало вдвое больше китайцев, чем белых. И последние были уверены, что именно из-за готовности выходцев из Азии работать за меньшие деньги остальным тоже не повышают зарплату.
Трагедия началась с того, что группа белых шахтеров потребовала от китайцев отказаться от работы в наиболее богатых углем участках шахты. Завязалась драка, двоих китайцев сильно избили. После этого все работы прекратились, и белые стали с оружием в руках собираться возле одной из шахт. Около 150 мужчин направились к китайскому кварталу, окружили его, после чего часть бунтовщиков вошли внутрь, а часть остались сторожить мост.
Некоторые китайцы были застрелены, некоторые избиты прикладами, подавляющее большинство – ограблены. Как отмечается в статье «На это мы не соглашались»: Бунт в Рок-Спрингс», женщины города также участвовали в грабеже, а двое из них «сделали успешные выстрелы по китайцам».
По официальным данным, в результате резни в Рок-Спрингс погибли 28 китайцев. Впрочем, учитывая, что некоторые были сожжены заживо в своих домах, а кого-то из убитых сбросили в реку, реальное число жертв может быть в два раза больше.
Выжившие бежали в город Эванстоун в полутора сотнях километров от Рок-Спрингс, где местные жители также угрожали сжечь их заживо. 5 сентября в оба города были введены федеральные войска. 16 человек были арестованы по подозрению в организации бунта, но в итоге не нашлось ни одного свидетеля, который смог бы подтвердить их виновность. В результате через месяц всех задержанных отпустили. За бойню в Рок-Спрингс никто не понес ответственности.
После долгих сомнений и споров федеральное правительство выделило денежную компенсацию пострадавшим в размере 148 тысяч долларов – без признания вины. Несмотря на высказывавшиеся официальными лицами угрозы и предостережения, никакой ответной реакции от Китая не последовало.
Мы намеренно не стали смаковать детали бойни, скажем только, что жестокость белых бунтовщиков по отношению к китайцам даже СМИ тех времен называли «запредельной», а газета The New York Times писала, что Рок-Спрингс заслуживает участи Содома и Гоморры.
За прошедшие 130 лет США сделали немало для борьбы с расизмом, хотя стоит напомнить, что еще в 1957-м – в год, когда в СССР запустили первый спутник – чернокожие дети были вынуждены ходить в школу под охраной воздушно-десантных войск. А беспорядки в Фергюсоне и Балтиморе доказывают, что расовый мир остается по-прежнему очень хрупким.
Европейцы на протяжении веков смотрели на расовые проблемы в США как на что-то далекое, но нынешняя ситуация с мигрантами, спровоцированная во многом политикой стран НАТО на Ближнем Востоке и в Африке, вынуждает Евросоюз всерьез озаботиться вопросами сохранения межнационального мира. Рост популярности националистических партий практически во всех странах ЕС сигнализирует о том, что жители Европы недовольны происходящим. Пока что бунты и теракты устраивают сами мигранты, но неизвестно, в какой момент лопнет терпение у белого большинства. Цивилизационный лоск слетает с людей очень быстро, по деталям европейцев может проконсультировать так стремящаяся в Европу Украина.
В России расовых противоречий пока нет, но межнациональные, как с участием мигрантов из стран СНГ, так и с внутренними переселенцами, происходят регулярно, поэтому и для нас уроки бойни в Рок-Спрингс крайне важны.
О подобных событиях стоит помнить еще и для того, чтобы иметь возможность адекватно ответить любителям порассуждать на тему «русское слово «погром» понятно всем без перевода». Погромы и другие случаи государственного и общественного насилия случались во всех странах мира, включая те, которые сейчас считают себя исключительно образцом для подражания.