Общество

29 мая 2015, 21:20

Снижение смертности на дорогах требует масштабных реформ

Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Правительство получило президентское поручение утвердить план мероприятий, направленных на снижение смертности от ДТП. За последние четверть века число погибших на российских дорогах остается на одном уровне, почти не реагируя на принимаемые властями меры. Какие методы могут серьезно изменить ситуацию?

Президент Путин поручил правительству утвердить план по снижению смертности в дорожно-транспортных происшествиях.

У нас каждая шестая авария происходит на неосвещенном пешеходном переходе

При подготовке плана Кабмину необходимо учесть создание системы публичного мониторинга ситуации на дорогах, повышение ответственности чиновников за обустройство участков автомобильных дорог, повышение ответственности за соблюдение требований техрегламентов по строительству.

За четыре месяца нынешнего года, по данным ГИБДД, в России в ДТП погибли 5714 человек. Начиная с 2009 года показатели с января по апрель колебались от 5,5 тыс. до 6,5 тыс. погибших.

Увеличение числа погибших в ДТП в России началось с конца 80-х. Рекордным за последние 25 лет был 91-й – 37,5 тыс. жертв. После резкого всплеска в начале 90-х (37, 36, 35, 37, 32 тыс.) и до 2007 года число погибших составляло от 27 до 33 тыс. ежегодно. С 2008-го начинается снижение, но небольшое. В последние пять лет этот показатель составлял от 26,5 до 27,9 тыс. погибших. В прошлом году на дорогах погибли 26 963 человека.

Согласно статистике МВД, ущерб от ДТП составляет порядка 2,5% валового национального продукта. За последние пять лет ущерб экономике от ДТП составил порядка 5,5 триллиона рублей, что сопоставимо с объемом расходов на здравоохранение за тот же период.

О том, что показатели гибели людей на российских дорогах являются недопустимыми, и с этим надо что-то делать, говорилось все последние годы после каждого крупного происшествия. В частности, широко эта тема обсуждалась в 2013 году, после серии ДТП с участием пьяных водителей. Меры, которыми тогда отреагировали депутаты, сводились в основном к ужесточению правил и серьезному ужесточению наказаний, но кардинально ситуация не изменилась.

В связи с недавней трагедией в Нижегородской области, где три человека погибли при столкновении автобуса с грузовиком, эксперты констатировали, что сами по себе только репрессивные меры проблему не решают.

«Министерство безопасности». По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, необходимо создать специальный орган, который бы отвечал за безопасность дорожного движения и был наделен полномочиями министерства или службы. «Но руководитель этого органа должен персонально отвечать за все основные показатели, в том числе за смертность, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Сегодня его нет, у нас семь нянек. ГИБДД – это даже не орган, это подразделение Министерства внутренних дел, у которого хватает забот и без этого. Кроме того, ГИБДД не может отвечать за многие факторы, например за качество автомобилей. Даже дорожные знаки не ГИБДД устанавливает. И это второе, что надо сделать – реформировать этот орган и подчинить его этому Министерству безопасности, выведя из состава МВД. Кстати, это позволит им зарплату поднять».

Освещение. «У нас каждая шестая авария происходит на неосвещенном пешеходном переходе, – обратил внимание Похмелкин. – Давайте осветим все пешеходные переходы! Это что, так сложно, море денег нужно? Нет, за этим надо внимательно смотреть!

Большинство наездов на пешеходов происходит в темное время суток. Я бы обязал всех производителей одежды, особенно детской, снабжать ее в обязательном порядке светоотражающими элементами».

Скорость. «Надо начинать все-таки со скоростей, – высказал свое мнение газете ВЗГЛЯД бывший глава ГИБДД, сенатор Владимир Федоров. – Мы готовим сейчас предложения в правительство о снижении скорости движения в городах до 50 км. Я считаю, что это надо сделать, потому что наезды на пешеходов и тяжесть последствий – это высокий скоростной режим в городах и населенных пунктах».

Проверка техники. Как отметил в интервью газете ВЗГЛЯД президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, техосмотр превратился сейчас «в полнейшую профанацию», и эту проблему необходимо решить. «Сегодня техосмотр – одно из страшнейших преступлений против безопасности на дорогах. Государство отдало это в руки каких-то частных компаний, которые плюнули на это, и государство на это спокойно взирает. Сегодня каждая вторая машина, которая ездит, не прошла бы техосмотр», – сказал он.

«У нас до сих пор огромное количество машин, которые даже подушкой безопасности не оборудованы, – отмечает Похмелкин. – И не случайно в отечественных автомобилях гибнет в пять–шесть раз больше, чем в импортных».

Дорожное покрытие. Каждое третье ДТП связано с качеством дорог, отмечают эксперты. «Ну что, это так сложно? – задает вопрос Похмелкин. – Давайте страховые компании сориентируем на то, чтобы они иски предъявляли дорожникам. Это им выгодно, это выгодно автомобилистам. Если заставить дорожников рублем отвечать за каждое ДТП, которое по их вине происходит, то все наладится».

Барьеры. По мнению сенатора Владимира Федорова, на опасных участках необходима установка как отделительных барьеров, так и разделительных барьеров, чтобы не было ни столкновений из-за выездов на встречную полосу, ни попадания в глубокие кюветы.

Дорожная сеть. Эксперты обращают внимание, что дороги в России представляют собой, как правило, две полосы – по одной на каждое направление, в связи с чем водителям приходится совершать обгоны по встречной, что часто приводит к авариям.

«У нас 92% всех дорог – классическая двупутка, – говорит Похмелкин. – Безусловно, надо выделять деньги хотя бы для того, чтобы появлялась третья полоса для обгона. Но это уже вложения. Есть вещи, которые можно сделать малыми ресурсами без сильных затрат, а есть то, на что надо тратить деньги. На мой взгляд, когда появятся ответственные за безопасность, мы по-другому будем эти деньги считать и оценивать».

«В регионах дорог нет, особенно по весне, – констатирует Травин. – Начинать надо с дорог: освещение, разделительные полосы, знаки человеческие ставить, а не сотрудников ГАИ, которые будут вылавливать нарушителей».

Владимир Федоров обратил также внимание, что надо решить вопрос с пешеходными переходами в населенных пунктах, где проходят федеральные трассы, и провести там освещение. По его словам, в нынешней ситуации получается, что «главы поселений никакого влияния на дорожников не имеют, а для дорожников это не первая цель»

Суды. По мнению Виктора Травина, в ходе разбирательств дел о ДТП необходимо выяснять причины и условия, способствующие нарушению. «У нас по КоАП задача любого инспектора, судьи – не только наказать, а в первую очередь выяснить, почему нарушил. Например, была кривая разметка, непонятно стояли знаки. И организациям, которые отвечают за эксплуатацию дороги, должны выдать предписание об устранении. У нас такой работы не проводится. У нас не выясняются причины и условия, способствующие нарушению. Если неизвестны причины, с ними никто не борется, то какой смысл бороться с последствиями?» – сказал он.

Текст: Роман Крецул

Вам может быть интересно

Атакованный ВСУ танкер Kairos терпит бедствие у берегов Болгарии
Темы дня

Дружба России и Индии вновь выдержала натиск Запада

Индия и Россия показали Западу преимущество взаимного уважения перед односторонним диктатом: в Нью-Дели завершился двухдневный визит Владимира Путина, в ходе которого он встретился с премьером страны Нарендрой Моди. Итогом саммита стало большое количество документов, затрагивающих сотрудничество как в энергетике, так и в сфере ВПК. Как прошедший визит отразится на будущих контактах России и Индии?

Как российские войска вбивают клин между Краматорском и Константиновкой

Угрозу ключевой трассе снабжения группировки противника в Константиновке удалось создать российским Вооруженным силам. Направление, долгое время выглядевшее замороженным, внезапно пришло в движение. О чем идет речь и какие угрозы это создает для всей украинской обороны на данном участке?

Опубликовано вегетарианское меню на приеме в честь Путина в Индии

Долина пообещала в полном объеме вернуть деньги за спорную квартиру

Экс-жена Иванова рассказала, как отговаривала его работать в Минобороны

Новости

Венгрия заблокировала план Еврокомиссии по займу для Киева

Венгрия на заседании послов Евросоюза заблокировала вариант финансирования Украины за счет выпуска евробондов на сумму 90 млрд евро, сообщило европейское издание Politico.

Глава Тобольска: Блогеры привлекли в город рестораторов и девелоперов

У каждого города есть своя идентичность, и этот ресурс можно эффективно использовать для привлечения инвестиций, сказал газете ВЗГЛЯД глава Тобольска Петр Вагин. Ранее в Москве стартовал форум-выставка муниципальных практик «Большие решения малой родины».

G7 и ЕС намерены запретить России перевозить нефть по морю

G7 и Евросоюз обсуждают идею заменить существующий потолок цен на российскую нефть полным запретом на перевозку нефтепродуктов морским транспортом, пишет агентство Reuters

Минцифры сообщило о постепенном отказе от смс-входа на «Госуслуги»

Министерство цифрового развития объявило о решении постепенно прекращать использование смс-кодов для подтверждения входа на портал «Госуслуги» с мобильных устройств.

Кадыров обещал ВСУ ответ за атаку беспилотника на «Грозный-Сити»

Глава Чечни Рамзан Кадыров прокомментировал атаку украинского беспилотника по комплексу «Грозный-Сити», заверив, что пострадавших нет и здание оперативно восстановят.

Вэнс опроверг слухи о разводе после появления жены без кольца

Вице-президент США Джей Ди Ванс прокомментировал появление жены Уши без обручального кольца, подчеркнув, что семейные отношения не испытывают трудностей, сообщает New York Post.

Всемирный банк назвал должников России

За 2024 год внешние долги других государств перед Россией выросли на 2,6 млрд долларов и достигли 33,1 млрд.

Очистные сооружения Иркутска построили с учетом изменившегося состава стоков

Модернизированные очистные сооружения Иркутска теперь способны отделять опасные примеси, которых не существовало в советские годы. Об этом в кулуарах награждения победителей конкурса «Лучшая муниципальная практика» заявил мэр города Руслан Болотов.

Медведев предложил США отправить подлодки к берегам Франции

Зампред Совбеза России Дмитрий Медведев саркастически отреагировал на критику со стороны французского президента Эммануэля Макрона в адрес США, прозвучавшую во время телеконференции европейских лидеров.

Ушаков назвал возможного автора мирного плана по Украине

Основные положения возможного мирного плана по урегулированию конфликта на Украине может создать именно предприниматель Джаред Кушнер, сообщил помощник президента России Юрий Ушаков.

Путин сфотографировался с сотрудниками гостиницы в Дели

Сотрудники гостиницы в Дели, где остановился президент России Владимир Путин, попросили его сфотографироваться.

Ставка за четыре билета на «Щелкунчика» в Большом театре достигла 800 тыс. рублей

Максимальная ставка за комплект билетов на балет «Щелкунчик», который состоится 31 декабря в Большом театре, достигла 800 тыс. рублей при начальной стоимости в 200 тыс. рублей.
Мнения

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.

Ван Вэнь: Зачем Евразии новая архитектура безопасности

Построение архитектуры евразийской безопасности в условиях многополярного ландшафта – это сложный проект, который требует скоординированного продвижения в трех измерениях: идеологии, институтах и действиях.

Игорь Караулов: К Киргизии нужно относиться с искренним уважением и открытым сердцем

Киргизы у себя дома – очень вежливый и тактичный народ, так что не стоит судить об этом народе по тем, кто приезжает к нам на низкоквалифицированные заработки.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов