«Уже практически решено»
Мы в свое время заключили эти контракты, чтобы поддержать наших партнеров и занять их верфи
Франция намерена возместить России расходы на строительство вертолетоносцев «Мистраль», которые она не будет поставлять российскому ВМФ, сообщило в воскресенье французское издание Le Journal du dimanche, передает ТАСС.
«Юридически это решение еще не оформлено, однако известно, что российская и французская стороны договорились в течение одного месяца определить точные условия аннулирования контракта на поставки РФ кораблей класса «Мистраль», – пишет газета.
По ее данным, «уже практически решено, что Париж вернет России ранее выплаченные ею 800 млн евро и компенсирует другие расходы на проект в размере еще 300 млн евро».
Газета ссылается на сотрудника администрации президента Франции, знакомого с ходом переговоров. Согласно этой информации, необходимые для выплаты компенсации средства республика рассчитывает получить от Польши за поставки вертолетов по контракту объемом 2 млрд евро.
Как сообщила газета, «Франция получит от России право перепродать два построенных вертолетоносца». Заинтересованность в их приобретении уже выразили ряд стран НАТО, уточняет Le Journal du dimanche.
Напомним, в пятницу президент России Владимир Путин встретился с президентом Франции Франсуа Олландом в Ереване. После встречи последний дал понять, что в вопросе с «Мистралями» еще ничего не ясно: «В том, что касается «Мистраля», я изложил основы вопроса: либо «Мистраль» будет поставлен – но сегодня мы такого решения не намерены принимать. Либо будет осуществлена компенсация в тех формах, которые мы обсудим в дальнейшем. На данный момент никакого решения не принято», – приводил ТАСС его слова.
Однако это заявление прозвучало сразу после того, как дипломатический источник Reuters сообщил прямо противоположное. А именно – что в ближайшее время Россия и Франция все-таки разорвут контракт по «Мистралям», о чем якобы уже достигнута договоренность. По словам источника, Олланд предложил «приемлемое» решение проблемы, которое позволит Парижу «сохранить лицо».
ТАСС со ссылкой на собственные источники сообщал, что Москву устроит возврат заплаченных за строительство кораблей средств в размере почти 1,5 млрд евро.
Британская газета Times несколько дней назад сообщала, что в случае разрыва контракта Париж должен будет заплатить Москве 1 млрд фунтов стерлингов (около 1,5 млрд долларов), что уже меньше суммы, озвученной источником с российской стороны.
И еще к вопросу о деньгах: лишь простой двух построенных для России вертолетоносцев, по данным авторитетного информационного агентства Bloomberg, ежемесячно обходится Франции в 3 млн евро. Именно столько французская судостроительная компания DCNS платит для поддержания кораблей в надлежащем виде.
Напомним также, что в ноябре прошлого года, когда впервые появилась информация о возможном срыве контракта из-за украинских событий, эксперты парижского издания Le Parisien оценивали потери Франции от сделки почти в 3 млрд евро. По данным журналистов, Парижу необходимо было вернуть России сначала 1,2 млрд евро (цену строительства двух «Мистралей»), после чего российская сторона вправе была потребовать еще и компенсацию: по 800 млн евро за каждый корабль.
Россия пока ничего не требует
То, что президенты России и Франции действительно обсуждали поставку кораблей в Ереване, подтвердил и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Но, опять же, без конкретики: «Мистрали» затрагивались. В данном случае никаких проблем нет», – сказал он.
Напомним также, что 16 апреля во время прямой линии с населением президент России заявил, что Москва не будет требовать от Парижа выплаты неустойки и запредельных штрафов за непоставку вертолетоносцев, однако рассчитывает, что руководство Франции возместит России понесенные издержки.
«Отказ от поставки кораблей по действующему контракту, конечно, плохой знак, но для нас это с точки зрения поддержания обороноспособности, сказать вам откровенно, не имеет никакого значения», – считает Путин.
«Мы в свое время заключили эти контракты, чтобы поддержать наших партнеров и занять их верфи», – пояснял российский президент. По его словам, «французы – люди порядочные и деньги нам вернут».
Также, по мнению вице-премьера России Дмитрия Рогозина, курирующего ВПК и вопрос по «Мистралям», Москве не следует судиться с Францией: «Я не думаю, что такие отношения, как отношения России и Франции, надо доводить до судебных разбирательств», – отмечал он.
Напомним, в прошлом году Париж приостановил поставку России кораблей, за которые получил деньги, мотивируя это несогласием с политикой России на Украине. При этом оппозиция и профсоюзы Франции критиковали своего президента за подобное решение, намекая на давление на него со стороны Вашингтона.
Первый корабль класса «Мистраль», построенный для России и получивший название «Владивосток», был спущен на воду в октябре 2013 года и еще в ноябре 2014-го должен был быть передан ВМФ России. В последний момент Париж на неопределенный срок приостановил передачу, мотивируя это ситуацией на Украине. Первоначально планировалось, что второй корабль, «Севастополь», будет передан во второй половине 2015 года, однако, как и в случае с первым кораблем, решение о его поставке заморожено.
Корабли, о которых идет речь, предназначены для перевозки войск и грузов, высадки десанта, управления боевыми действиями. Оснащены средствами радиоэлектронной борьбы, противоторпедной защиты, радиолокаторами, системами связи и боевого управления. Корабль может перевозить до 16 тяжелых вертолетов или 32 легких, до 900 солдат, бронетехнику, а также четыре десантных катера.
При этом российские эксперты не раз говорили о том, что и сам контракт мог быть ошибкой и его разрыв может обернуться даже благом для российских вооруженных сил. Так, вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков отмечал в комментарии газете ВЗГЛЯД: «Избавиться от ненужного хлама, получить обратно деньги – я могу только рукоплескать такому исходу этой проблемы».
Многие считают, что вертолетоносцы типа «Мистраль», предназначенные преимущественно для высаживания десанта на берегах дальних морей, России не нужны. Кроме того, отказ от сделки с судостроителями из другой страны мог бы помочь отечественному военному кораблестроению, которое ждет новых заказов.