Военный спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-СТ», так и не отделившийся от разгонного блока, решено свести с орбиты, сообщил в понедельник источник РИА «Новости» в космической отрасли.
Не продумали, что при таком направлении сил замок может не открыться
«Импульс на сведение с орбиты орбитальной связке был придан российскими специалистами 6 декабря, когда стало очевидно, что штатного отделения спутника не произошло. После импульса объект резко поменял свое орбитальное положение и стал «чиркать» по атмосфере, свидетельствуют открытые данные стратегического командования США», – сказал он.
Таким образом, по его словам, к настоящему времени «Канопус-СТ» вместе с аварийным разгонным блоком «Волга» «полностью неработоспособны вследствие полученных серьезных повреждений от торможения при вхождении в верхние плотные слои атмосферы».
Источник ТАСС в штабе Воздушно-космических сил (ВКС) России сообщил, что межведомственная комиссия на космодроме Плесецк признала космический аппарат потерянным. «Космический аппарат серии «Космос» признан потерянным в связи с невозможностью его использования по целевому назначению», – сказал он. По его словам, специалисты пытались установить связь со связкой «спутник – блок выведения», чтобы выдать повторные команды на разделение, но безуспешно.
В системе контроля космического пространства Пентагона рассчитали приблизительное время и место падения аппарата. Согласно американским данным, спутник войдет в плотные слои атмосферы над точкой с координатами 71,5 градуса северной широты и 81,5 градуса восточной долготы, примерно над устьем Енисея, во вторник. Его несгоревшие фрагменты могут упасть южнее, передает «Интерфакс».
Ракета «Союз-2.1В» с двумя спутниками в интересах Минобороны России, характеристики и назначение которых ведомством не разглашаются, стартовала в субботу с российского космодрома Плесецк в Архангельской области. «Коммерсант», впрочем, сообщал, что один из запущенных спутников – как раз потерянный – должен был осуществлять «дистанционное зондирование океана, освещать надводную и подводную обстановку и обнаруживать подводные лодки в погруженном состоянии»
Более того – заявлялось, что блок выведения «Волга» с двумя военными спутниками штатно отделился от второй ступени ракеты-носителя «Союз-2.1В», и спутники вышли на целевую орбиту.
Однако позже сообщалось, что один из военных спутников не отделился от разгонного блока «Волга». Обсуждалось его сведение с орбиты и последующее затопление. «На основе данных из открытых источников следует, что запускались два аппарата: назовем один из них, из соображений информационной безопасности, «К», другой – «С». От разгонного блока «Волга» производства самарского РКЦ «Прогресс», по предварительным данным, не отделился один из них. Так как спутник «К» выступал в качестве основной полезной нагрузки, можно предположить, что он отделился первым, а не отделившимся космическим аппаратом является «С», – рассказывал источник.
Это был второй испытательный пуск ракеты этого типа в истории.
Источник ТАСС в ракетно-космической отрасли пояснил, что причина нештатной ситуации уже предварительно установлена – не сработал один из четырех замков, удерживавших «Канопус».
В Минобороны России с воскресенья никак не комментируют сложившуюся ситуацию.
«Одно дело, когда есть все инструкции и при сборке допустили отклонения. А может быть, не продумали, что при таком направлении сил замок может не открыться», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Московского космического клуба Иван Моисеев. «Это тяжелый конструкторский недостаток. Вообще это вещи-то известные. Нужно на конструкторском технологическом уровне исключать такие вещи. Неотделение обтекателей, аппаратов не только у нас происходит», – отметил он, посетовав, что разработчики модуля могли бы и учесть этот опыт.
По его мнению, гораздо более вероятной является конструктивная недоработка, причем, даже если кто-то из рабочих ошибся на производстве, конструкция должна быть такой, чтобы исключить неправильную сборку.
«Замки относятся к переходному блоку, которые делаются специально под каждый аппарат отдельно. Это редкий модуль, не серийная продукция. Каждый раз приходится делать по-новому или небольшими партиями по нескольку штук», – отметил он.