Надо менять всю систему
ЕГЭ не должен быть одномоментным делом для сотен тысяч школьников. Когда некий день «Ч» превращается в день огромного дурдома
Встреча президента России Владимира Путина с учителями и врио мэра Москвы Сергеем Собяниным прошла в Кремле в среду вечером. Педагоги озвучили несколько соображений по совершенствованию системы школьного образования, в частности, предложили главе государства рассмотреть возможность создания открытого банка заданий единого госэкзамена (ЕГЭ).
Смысл открытого банка, по мнению учителей, в том, что они вместе с учениками в течение года могли бы проработать задания и проанализировать успехи и неудачи, передает РИА «Новости».
Кроме того, один из учителей предложил проводить сдачу ЕГЭ в электронном виде, но на базе специальных центров, а не школ.
Также учителя считают возможным позволить школьникам несколько раз сдать экзамен до момента зачисления в вуз: это позволит сделать систему проведения ЕГЭ более открытой, а систему контроля – самой независимой. По мнению учителей, эти меры позволят снять излишнюю психологическую нагрузку как с детей, так и с родителей и педагогов.
Кроме того, как считают учителя, такие меры позволят снять проблему, связанную с незаконным появлением в интернете вариантов заданий по ЕГЭ во время экзаменационной кампании.
В свою очередь Собянин обратил внимание на то, что в настоящее время пересдача ЕГЭ в тот же год не предусмотрена, таким образом школьник теряет год, не поступая в институт. «Вы оформите. Мне кажется, что это, безусловно, как рабочий вариант надо посмотреть. И, может быть, какие-то детали доработать», – предложил Путин педагогам, уточнив, что соответствующие идеи в оформленном виде нужно будет передать Собянину.
«Я передам в Министерство образования, мы проработаем», – пообещал врио мэра Москвы. Путин же добавил, что оформит соответствующее поручение по этому поводу.
Оценивая инициативу коллег, первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин отметил, что предложение учителей об открытости банка заданий ЕГЭ правильно, но оно недостаточное.
«Действительно, если школьники прорешают большое количество заданий, то они уже подготовятся к экзамену. Но предложение недостаточное, потому что общественность против теста подобных заданий ЕГЭ с выбором ответов. И группа депутатов во главе с первым зампредседателя Госдумы Иваном Мельниковым уже внесла законопроект о добровольности единого госэкзамена.
Вторая идея – это введение устного экзамена или его элементов по гуманитарным предметам, поскольку ЕГЭ не развивает способность говорить, доказывать свою точку зрения, общаться.
И третье – рассматривается возвращение обязательного экзамена по литературе на выбор – либо в форме сочинения, либо в устной форме», – сказал газете ВЗГЛЯД Смолин.
По мнению парламентария, попытки что-то обновить в ЕГЭ, при этом оставив саму систему прежней, неправильны.
Между тем член комиссии по развитию образования Общественной палаты России, учитель русского языка и литературы Московского центра образования № 57 Сергей Волков заметил, что в ЕГЭ непременно нужно внести изменения. «У меня есть радикальные предложения, на которые, думаю, государство не пойдет. Но в перспективе их можно иметь в виду. ЕГЭ не должен быть одномоментным делом для сотен тысяч школьников. Когда некий день «Ч» превращается в день огромного дурдома, и все на этот день ставят свои главные козыри, а интернет-мошенники стригут деньги, выкладывая ответы.
Считаю, что сдачу экзамена нужно сделать перманентной. Сам ЕГЭ надо разделить на два уровня – базовый и повышенный. И сделать его по всем предметам школьной программы, там, где это имеет смысл. По физкультуре, конечно, не стоит. И каждый ученик будет иметь право сдавать экзамены в течение двух лет в любой момент.
Все варианты такого ЕГЭ могут быть размещены в открытом доступе, тем самым исключается возможность мошенничества. Затем ученик получает свои баллы, если они ему не нравятся, идет пересдавать еще раз, но платно. А если ты хочешь идти в вуз, то тебе нужно сдать экзамен повышенного уровня. И вот здесь уже нужно организовать несколько межрегиональных центров. Торговать заданиями к повышенным ЕГЭ будет бессмысленно, потому что их будут сдавать уже мотивированные школьники», – пояснил газете ВЗГЛЯД Волков.
«Кроме того, надо вводить задания менее технологичные для проверки, которые кажутся неудобными для ЕГЭ, но именно они и спасают от списывания. Потому что если мы вводим творческую часть, то ее компьютер не проверит. Может быть, по некоторым предметам ввести устные ответы», – сказал правозащитник.
По его словам, сейчас «все разговоры идут на эмоциях, когда мы понимаем, что вот результаты лежат в Сети, школьники их скачивают. Но надо понимать, что этими ответами нужно уметь правильно воспользоваться, и многое зависит от организации сдачи экзамена на приемных пунктах. Поэтому нужно смотреть еще и статистику по конкретным пунктам. В некоторых все плохо организовано. А когда нет дисциплины, уже неважно, откуда придет помощь (ответы, учителя, репетиторы). Все думают, что раз есть ответы, значит, у всех будет 100 баллов. Но это не так. В экзамене есть часть, которая просто не списывается, например, по русскому языку – сочинение, которое невозможно заучить или списать», – пояснил Волков.
Ранее сообщалось, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки собирается усилить меры контроля за проведением единого госэкзамена. В июле, говоря о возможных вариантах реформирования ЕГЭ, министр образования и науки России Дмитрий Ливанов сообщил, что в дальнейшем следует или полностью уйти от тестовых заданий, или создать двухуровневую систему экзамена.
Отметим, что сдача госэкзамена в этом году действительно вызвала много бурных дискуссий: в день первого экзамена по русскому языку в интернете появились бланки с готовыми ответами на некоторые варианты тестовых заданий. Затем в социальных сетях оказались и ответы на задания по математике, причем еще до официального начала экзамена на Дальнем Востоке.
Без домашних заданий никуда
У нас перегрузка не потому, что дети много работают, а потому, что все время работают головой, а точнее – левым полушарием
На встрече с Владимиром Путиным педагоги также подняли проблему повышенной нагрузки на школьников в 10–11-х классах: при шестидневной учебной неделе она составляет минимум 57 часов (включая 37 часов собственно на уроки и около 20 часов на выполнение домашних заданий).
«Мы живем в Москве – городе, который сам по себе образовательная среда. Музеи, театры, сейчас потрясающие программы, и все это можно осваивать и учиться с удовольствием. А получается, что ребенок выполняет домашние задания в одном режиме 20 часов в неделю, и мы лишаем его возможности осваивать эту образовательную среду по-другому», – сказала на встрече директор гимназии 1520, победитель конкурса «Учитель года-2012» Вита Кириченко.
«Мы предлагаем нормативно закрепить право ребенка на выбор той формы по самообразованию, которая для него полезна и нужна на старшей ступени образования, когда речь уже идет о предпрофильной подготовке, когда он может распоряжаться своим временем так, как он считает правильным и обоснованным, и это идет в соответствии с его образовательной траекторией», – отметила она.
По ее словам, это нужно продумать и проработать. «Нам нужен нормативный акт, который даст это право ученику, – сказала Кириченко. – Сейчас есть замечательные методики, которые позволяют работать без домашних заданий».
В свою очередь учитель истории гимназии 1505, победитель конкурса «Учитель года России 2011» Антон Молев отметил, что замысел заключается в том, чтобы не обязывать старшеклассников выполнять домашние задания, а предлагать им это делать. По его словам, необходимо при этом строить уроки таким образом, чтобы большая часть учеников хотела выполнить домашнее задание и с удовольствием бы это делала.
Собянин же отметил: «Парадокс еще заключается в том, что чем лучше учитель, тем меньше он задает домашнего задания, потому что он успевает на уроке все закрепить, а чем слабее преподаватель, он больше домашнего задания задает, грузит, чтобы получить в конечном итоге тот же эффект, но путем дополнительной нагрузки на учащегося».
Путин назвал это утверждение спорным, но согласился, что при повышенной нагрузке у школьников снижается и рассеивается внимание, они устают. «Чрезвычайно важная вещь, чтобы у ребят оставалось свободное время. Конечно, хотелось бы, чтобы оно использовалось максимально эффективно, с умом», – отметил глава государства.
Он попросил Собянина рассмотреть это и другие предложения учителей и оформить их надлежащим образом. «Сергей Семенович был руководителем администрации президента, он знает, как это делается. Попрошу его набросать проект поручений, и раздадим их тогда в соответствующие ведомства, дадим им домашние задания», – сказал Путин.
Комментируя предложение учителей, депутат Госдумы Олег Смолин заявил, что разговоры о добровольности выполнения домашних заданий серьезно можно вести только относительно учеников начальной школы.
«Отменять домашнее задание нельзя. А как иначе, дети же должны учить стихотворения? Где они это должны тогда делать, на уроке? Нереально. Дети должны читать произведения русской классики. Когда? На уроке? Добровольность выполнения домашних заданий скорее приведет к снижению качества образования. Дети уже сейчас, благодаря тому же ЕГЭ, перестали получать нормальное школьное образование в старших классах. Многие переходят на экстернат и учат только те предметы, по которым собираются сдавать экзамен», – отметил депутат.
По его словам, посещение театров и музеев не может заменить знаний по фундаментальным предметам.
«Бороться с перегрузкой нужно путем сокращения числа обязательных уроков (не предметов), уменьшением объема домашних заданий. Кроме того, введение добровольности ЕГЭ отменит дрессировку, которая неизбежна при подготовке к экзамену. И наконец, не нужно драматизировать систему перегрузки. У нас перегрузка не потому, что дети много работают, а потому, что все время работают головой, а точнее – левым полушарием. Нужно разнообразить уроки, как в лицеях времен Пушкина – музыкой, культурой», – заключил Олег Смолин.