В понедельник Илья Герасименко и Луиза Салихова, раненные в апреле 2009 года бывшим начальником ОВД «Царицыно» Денисом Евсюковым, направили в Нагатинский суд иски с требованием взыскать с бывшего майора компенсацию.
У него будут ежемесячно удерживать и перечислять денежные средства на погашение иска
Ранее молодые люди подавали иск о возмещении вреда на общую сумму около 10 млн рублей к казначейству и к МВД, поскольку Евсюков находился на государственной службе, однако суд оказал в их удовлетворении.
В новых исках потерпевшие требуют взыскать уже с самого Евсюкова 2,115 миллиона рублей в пользу Герасименко и 2,028 миллиона рублей в пользу Салиховой.
Бывший майор, приговоренный к пожизненному лишению свободы, отбывает наказание в исправительной колонии № 18 «Полярная сова», расположенной в Ямало-Ненецком автономном округе.
Людмила Айвар (Фото: viperson.ru) |
Газета ВЗГЛЯД обратилась к адвокату Герасименко и Салиховой Людмиле Айвар с просьбой рассказать, как Евсюков будет возмещать ущерб, сидя в колонии.
ВЗГЛЯД: Людмила Константиновна, почему вы обратились с этим иском именно сейчас, спустя два года после вынесения приговора?
Людмила Айвар: Мы посчитали, что все инстанции пройдены. Сначала мы предъявляли иск к департаменту финансов, к Министерству внутренних дел, но суды посчитали, что Евсюков совершил преступление не при исполнении должностных обязанностей. При этом в отношении МВД отказали, несмотря на то что Евсюков стрелял патронами, которые принадлежали МВД. И мы сейчас можем обратиться с иском непосредственно к Евсюкову.
На сегодняшний день у нас есть четкая сумма материального ущерба, которую мы готовы предъявить Евсюкову. Кроме того, чем больше времени пройдет с момента осуждения до момента обращения в суд, тем меньше будет вероятность взыскать какую-то сумму в пользу потерпевших.
#{image=340519}На момент, когда Евсюкова осудили, у него было имущество, и это имущество на сегодняшний день остается в его собственности, мы можем просить суд установить это имущество и в последующем накладывать взыскание на те материальные средства, которые у него имеются.
Вред причинен, и, естественно, этот нехороший человек должен нести не только правовую ответственность с точки зрения отбывания наказания за совершенные им злодеяния, но и материальную, возмещать вред, который он причинил жизни, здоровью, нравственному и физическому состоянию людей. Поэтому мы и решили обратиться с данным иском.
ВЗГЛЯД: Что будет, если его имущества не хватит на погашение суммы иска?
Л. А.: Если у него не хватит средств в виде имущества, то, соответственно, из тех денег, которые он зарабатывает в местах лишения свободы, у него будут ежемесячно удерживать и перечислять денежные средства на погашение иска.
ВЗГЛЯД: Как вы оцениваете перспективы этого суда?
Л. А.: Я уверена на 100%, что исковые требования будут удовлетворены. Вопрос в том, в каком объеме. Что касается материального вреда, то мы его подтверждаем документами и справками. Что касается морального вреда, то, конечно, именно суд будет определять его размер. Я думаю, что в данной ситуации размер морального вреда, который предстоит определить суду, должен быть адекватен тому, какие физические и нравственные страдания пережили эти молодые ребята от действий Евсюкова, о которых мы будем подробно говорить на судебном заседании.
ВЗГЛЯД: Вам что-либо известно о том, какое имущество было у Дениса Евсюкова в собственности?
Л. А.: Когда было уголовное преследование в отношении него, у него были в собственности машина, гараж и квартира. Что касается счетов и прочего, этого мы не выясняли, потому что вопрос возмещения вреда с Евсюкова на тот период времени не стоял.
ВЗГЛЯД: А если выяснится, что у него ничего нет, а все имущество оформлено на родственников?
Л. А.: Тогда мы будем принимать меры к розыску имущества и доказывать, что оно приобретено Евсюковым. Есть специальные процедуры, которые могут доказать, что имущество приобретено на деньги лица, с которого взыскивается та или иная сумма. Посмотрим, поборемся. Может быть, у него или у его родственников возникнет желание возместить вред тем ни в чем не повинным людям, которых он таким образом жестоко наказал.
ВЗГЛЯД: Тем не менее ранее суд уже отказал вам, когда вы пытались получить компенсацию от государственных структур. Есть ли вероятность, что такая ситуация повторится?
Л. А.: Не думаю, что будет такая ситуация, в силу того что у нас закон напрямую закрепляет обязанность возмещения вреда лицом, причинившим вред. Вред причинил Евсюков, имеется вступивший в законную силу приговор суда, который устанавливает его виновность.
Что касается государственных структур, мы исходили из того, что есть исключения из общего правила возмещения вреда, но суд не счел, что возможно взыскать с государства или с МВД. Мы с такими решениями, конечно, не согласны, но иных возможностей обжалования у нас нет, поэтому мы используем последнюю возможность, а именно: предъявить иск причинителю вреда.
Нам придется доказывать материальный вред, который был причинен. Что касается самого деяния и наличия вины в действиях Евсюкова, это доказано приговором суда, и у меня нет сомнений, что суд примет положительное решение.
Евсюков, безусловно, может возражать против заявленного иска, но что касается законных правил, суд обязан удовлетворить данные исковые требования.
ВЗГЛЯД: Если ваши требования будут удовлетворены, это может послужить прецедентом и побудить других потерпевших заявить аналогичные требования?
Л. А.: Другие потерпевшие вправе подать такого рода иски, поскольку никто не ограничен в своем праве возмещать материальный и моральный вред. Думаю, что в данной ситуации в первую очередь иск должны предъявить родственники Эльмиры Турдуевой, продавщицы, которую он застрелил и у которой остался ребенок-сирота. Я вообще удивлена, почему они до сих пор не заявляют о своих требованиях, поскольку Турдуева работала, у нее был заработок, она была единственным кормильцем своего ребенка, который живет в одной из стран СНГ. Не только мы, но и другие потерпевшие имеют право на возмещение вреда, и я бы им рекомендовала обращаться с подобного рода исками.
ВЗГЛЯД: Потерпевшими по этому делу признаны 22 человека. Если суд обяжет Евсюкова выплатить им всем компенсации, хватит ли у него средств?
Л. А.: Времени у него много – у него пожизненный срок наказания, – поэтому придется работать ему всю жизнь.