Комиссия Ространснадзора по расследованию причин гибели теплохода «Булгария» завершила свою работу. Как сообщает в понедельник пресс-служба ведомства, к трагедии привел ряд нарушений, допущенных судовладельцем.
Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства
«Причиной аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна», – приводит РИА «Новости» сообщение Ространснадзора.
Непосредственной же причиной крушения, по данным комиссии, стало попадание воды в иллюминаторы, которые были открыты вопреки всем требованиям. «Причиной затопления судна явилось существенное снижение его устойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу», – отметили в Ространснадзоре.
Представитель ведомства сообщил, что «перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах», однако экипаж «Булгарии» это требование проигнорировал, передает ИТАР-ТАСС. Впоследствии водолазы при осмотре судна обнаружили, что по левому борту были открыты 27 иллюминаторов, по правому – 11 иллюминаторов.
«Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства», – сказал представитель ведомства. Он отметил, что материалы расследования крушения теплохода в установленном порядке будут направлены в Генеральную прокуратуру РФ.
Напомним, ранее высказывалось несколько версий трагедии – начиная от шторма и перегрузки и заканчивая получением пробоины. При этом следствие изначально склонялось к версии о технических неисправностях. К тому же, эксперты с самого начала сходились на том, что открытые иллюминаторы являются грубейшим нарушением требований безопасности и с большой вероятностью могли привести к гибели теплохода.
«Наиболее правдоподобной мне кажется версия, что в момент трагедии на судне в связи с отсутствием кондиционирования были открыты иллюминаторы, – заявлял, в частности, коммерческий директор круизной компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин. – Вот в этом случае, если был допущен какой-то крен, с учетом резкого порыва ветра и неудачного маневра судно могло черпануть воду открытыми иллюминаторами, которая обратно не вышла». Эксперт подчеркнул, что открытые иллюминаторы – это нештатная ситуация, поскольку они должны быть задраены в любом случае, тем более при выходе в водохранилище, и экипаж обязан был проверить этот факт.
С такой версией был согласен и гендиректор компании-судовладельца Валерий Кирчанов, передавший теплоход в аренду турфирме. Он отметил, что в день катастрофы было выпущено предупреждение о сильном ветре и высоте волны 1,2 метра. «При таких условиях капитан был обязан отдать команду задраить иллюминаторы», – сказал Кирчанов. Если этого сделано не было, то при сильной боковой волне, крене на правый борт и повороте налево волна могла через иллюминаторы проникнуть в судно и затопить его, добавил он.
Напомним, в начале августа Следственный комитет (СК) РФ, расследующий уголовное дело по факту крушения, называл и другие факторы, которые привели к гибели судна. «По предварительной версии, крушение вызвано непригодным техническим состоянием судна, в частности, неисправностью двигателя, систем радиооповещения, неполным укомплектованием средствами спасения, а также превышением нормы заполнения судна пассажирами и членами команды (201 фактически вместо положенных 156)», – говорилось в сообщении пресс-службы СК РФ. «Теперь следователям предстоит выявить весь круг виновных в произошедшей трагедии лиц и установить причинно-следственную связь между действиями членов экипажа, владельцев теплохода, а также чиновников надзорных и контролирующих органов и наступившими тяжкими последствиями. Расследование уголовного дела продолжается», – отметили в СК.
Пассажирский двухпалубный теплоход «Булгария» затонул 10 июля на Куйбышевском водохранилище в районе поселка Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана. Из 208 человек удалось спасти 79, в том числе 10 из 40 детей и подростков. Погибли 122 человека, в том числе 28 детей. Среди пострадавших и погибших – жители Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Ульяновской, Самарской, Челябинской, Волгоградской областей, а также Белоруссии. После завершения следственных мероприятий «Булгария» будет утилизирована.