Гособоронзаказ
Военные представители и иные заказчики плохо контролируют качество закупаемой продукции
На прошедшем в четверг заседании коллегии Главной военной прокуратуры (ГВП), на котором подводились итоги работы за первое полугодие 2011-го, глава ведомства Сергей Фридинский рассказал о результатах проверок в сфере гособоронзаказа. По его данным, только за последние полтора года количество нарушений при заказе вооружений и военной техники для российской армии превысило 1,5 тысячи. В результате государство получило ущерб в сотни миллионов рублей.
Фридинский не ограничился статистикой и назвал причины, по которым происходят нарушения и причиняется названный ущерб. В их числе недостатки в работе заказывающих органов Минобороны и недобросовестность руководителей целого ряда оборонных предприятий.
Более того, главный военный прокурор признал, что военные представители и иные заказчики плохо контролируют качество закупаемой продукции и не в состоянии уследить за ценами, которые предприятия выставляют за свои товары и услуги. Еще одним фактором ущерба традиционно являются умышленные противоправные действия.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 6 июля состоялась встреча российского президента с министром обороны, в ходе которой Дмитрий Медведев дал министру обороны всего три дня на то, чтобы разобраться с выполнением гособоронзаказа. «Разберитесь с ситуацией. Если информация о том, что гособоронзаказ сорван, – правда, нужны организационные выводы в отношении тех, кто отвечает за это, независимо от чинов и званий», – заявил он.
Та встреча последовала за негативными заявлениями ряда лиц, задействованных в цепочке оборонзаказа. В частности, полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский заявил, что запаздывание с размещением гособоронзаказа вызвало социальную напряженность в трудовых коллективах оборонных предприятий. А генеральный конструктор Московского института теплотехники, разработчик ракеты «Булава» Юрий Соломонов прямо заявил, что гособоронзаказ на 2011 год уже сорван.
Буквально на следующий день Анатолий Сердюков выступил с публичным заявлением, в котором назвал критиков «паникерами», а заявление Соломонова вообще списал на личную обиду.
Сердюков признал, что выделение средств на закупку новейших вооружений идет неравномерно, но пояснил, что эта неравномерность согласована со всеми заинтересованными ведомствами. Более того, в ближайшее время закупка новых вооружений будет идти не столь интенсивно, так как многим предприятиям ОПК предстоит реконструкция, им нужно подготовиться к масштабному серийному производству, к тому же будут построены новые заводы, например, для концерна ПВО «Алмаз-Антей».
Однако выяснилось, что проблема заключается не только в ходе реформы, которая еще не набрала обороты. На это президент РФ Дмитрий Медведев указал Сердюкову на следующей встрече, прошедшей 12 июля. Он подчеркнул: не надо отдавать деньги компаниям с непрозрачными ценами, «закупая барахло». Он даже разрешил Минобороны отдавать предпочтение иностранной технике, если она более конкурентоспособна по цене и качеству. «Министерство обороны должно залезать внутрь каждого контракта, посмотреть на себестоимость, вам должно быть понятно, из чего все это состоит. Это большие деньги (выделенные на гособоронзаказ)», – заметил президент.
Коррупция
#{smallinfographicleft=500883}Кроме ущерба при выполнении гособоронзаказа, государство терпит убытки и от коррупции в Минобороны. По данным Сергея Фридинского за последние полгода, к ответственности по фактам коррупции были привлечены 182 армейских офицера, в том числе шесть генералов.
«Ущерб государству от таких деяний превысил 620 млн рублей», – заявил главный военный прокурор на коллегии. При этом половину уголовно наказуемых деяний составили должностные подлоги, мошенничество, присвоение, растраты и взяточничество.
«Подобные факты распространены в войсках Восточного, Центрального и Западного военных округов. Полагаю, что они имеют место и в других регионах», – предположил Фридинский и сообщил, что ГВП совместно с командованием подготовила комплексный план противодействия неуставным проявлениям.
Мздоимство
По словам Сергея Фридинского, широкое распространение в российской армии получила практика мздоимства во время дополнительных выплат военнослужащим, как в ротах, так и в штабах. «Наиболее наглядно такое положение дел продемонстрировала ситуация в Липецком авиационном центре, где командованием с военнослужащих было незаконно «экспроприировано» более 3 млн рублей», – напомнил он. «Вместо проведения незамедлительной проверки и принятия жестких мер к мздоимцам должностные лица главкомата ВВС, по сути, начали прессинг личного состава за то, что ситуация вышла из тени». «Кто же после этого с нами будет сотрудничать в этих вопросах?» – посетовал Фридинский.
«Подобная преступная практика мздоимства получила повсеместное распространение, – продолжил глава надзорного ведомства. – Уголовные дела по фактам поборов расследуются практически во всех округах и на флотах. Однако реакция военных прокуроров на эти нарушения не везде адекватна их последствиям», – возмутился он и признался, что прокурорские работники «вместе с руководством Минобороны России долго бились над проблемой устранения коррупционных факторов при материальном стимулировании военнослужащих».«Внесены необходимые коррективы в 115-й и 400-й приказы. Однако на местах в их реализацию вносят свои «поправки». Непременным условием включения в приказ о дополнительных выплатах становятся поборы с получаемых сумм командирам либо во всякие фонды», – сказал Фридинский.