Общество

7 сентября 2010, 20:15

Инга Рантала: Нам повезло, а другие остались

Фото: ИТАР-ТАСС

«Когда по Ленинградской области прошел ураган, Роберт с бабушкой отдыхал на даче. Потом он сказал мне, что ураган был не такой страшный, как финские социальные работники», – призналась в интервью газете ВЗГЛЯД Инга Рантала, которую финские власти собираются судить за плохое отношение к своему ребенку. Сейчас Инга с сыном Робертом находятся в России.

За историей русско-финской семьи Рантала в течение последних месяцев следила вся Россия. Началась она с того, что 4 февраля финские социальные работники забрали семилетнего Роберта из школы и препроводили в приют, а в суд направили заявление с требованием лишить его родителей россиянку Ингу и финна Вели-Пекка родительских прав из-за того, что они якобы применили к ребенку рукоприкладство.

Я ему говорю на это: но зато здесь свобода, Роберт. Он соглашается, кивает

В приюте ребенку не нравилось. И 15 марта он сбежал домой. Двое суток семья выдерживала «осаду», опасаясь изъятия ребенка полицией. После этого с органами опеки был подписан так называемый план счастливой жизни мальчика. Но на этом проблемы не закончились. Финская прокуратура вновь обвинила Ингу в избиении сына. Суд по этому делу должен был состояться 7 сентября. Но заседание перенесли на два месяца.

Инга с сыном сейчас находятся в России. 1 сентября Роберт пошел в первый класс в одну из петербургских школ. О том, что они собираются делать дальше, Инга Рантала рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД.

ВЗГЛЯД: Инга, по какой причине был перенесен суд?

Инга Рантала: Его перенесли потому, что нас там нет. Наверное, они ждут справку от врача или какую-то уважительную причину от нас. Да, мы действительно простыли и я, и моя мама, и Роберт. И действительно я болею в данный момент. Но, в общем-то, планов и желания ехать на это судилище у меня нет. Да и возможности такой тоже нет. 1 сентября Роберт пошел в Петербурге в школу, и в это время я, конечно, должна быть с ним. Мы оставались в Финляндии до последнего, надеялись, что будет заключен договор между двумя нашими странами о правовой защите детей. Но Финляндия его отвергла. И находиться там стало опасно.

Я не боюсь этого суда. Но зачем искушать судьбу дважды? Если бы меня осудили – статья предусматривает наказание от штрафа до двух лет тюрьмы – первое, что они бы сделали, – это забрали бы ребенка у папы. Мы решили просто не рисковать. Россия уже сделала для нас все возможное и невозможное. И после этого в тюрьме я бы просто с горя умерла, наверное, от того, что не смогу больше бороться, а мой ребенок неизвестно где.

ВЗГЛЯД: Будете ждать решения суда здесь?

И.Р.: Наверное, да. Были случаи, когда, понимая свою беспомощность, они откладывали суды. Например, дело семьи Марии Линдт из Хельсинки. Там социальные службы подумали, что могут не выиграть дело, и за неделю до заседания суд был отменен. То есть они с легкостью и возбуждают уголовные дела, и могут закрыть их. Возможно, сейчас судья, прокурор, полиция, социальные службы хотят как бы выпустить пар. Но каким образом и в каких размерах это будет сделано, я не знаю.

Вот есть такой момент, например, как сумма штрафа. Если бы они просто хотели меня оштрафовать, могли бы просто указать ее и, может быть, вся эта история закончилась бы. И на этот случай у меня есть представитель, который имеет право вместо меня находиться в суде. Но они отказали мне в этом. Они хотят видеть меня только лично.

Потом, в качестве свидетелей я собиралась вызвать работников русских СМИ. Тех из них, кто были рядом с нами в те напряженные дни, когда Роберт сбежал домой из приюта. Кого я могла вызвать в качестве свидетелей: соседей, друзей? Друзья, сами понимаете, могут сказать, что делают с ребенком, только когда приходят в гости, а когда они уходят, бьют его – не бьют, неизвестно. А журналисты все эти несколько дней общались и с нами, и с Робертом, как вместе, так и по отдельности, они были нашими независимыми психологами на тот момент. Но мне отказали в этом.

За последние два–три года 140 тысяч детей в Финляндии были изъяты из семей

Поэтому теперь в суде на меня спокойно могут вылить ведро грязи и сказать, что Инга Рантала – плохая и будет сидеть в тюрьме. Больше ничего не нужно. Международного договора о защите нет, дело закрывается, и никто уже не сможет помочь. Здание суда находится прямо напротив тюрьмы.

ВЗГЛЯД: Много людей в Финляндии в похожей ситуации?

И.Р.: Много. Финская газета, название которой переводится как «Северная страна», опубликовала статистические данные. Это просто ужасающие цифры: за последние дватри года 140 тысяч детей в Финляндии были изъяты из семей (всех, не только русских – прим. ред.) При пятимиллионном населении страны это абсолютно ненормальные цифры, вопиющая ситуация. Там сказано также, что даже если одного из членов семьи приговаривают к тюремному заключению или был суд, они уже могут изъять ребенка из семьи. Проблема есть. Она очень серьезна. И, что важно, сами финны написали об этом. Так что все, что я говорю, – это не «пиар», не выдумки, сами финны дают такую статистику.

ВЗГЛЯД: Как вы видите разрешение этой ситуации в будущем? Перевезете всю семью в Россию? Или вы все еще надеетесь на заключение договора России с Финляндией о защите детей в смешанных семьях, чтобы вернуться в Финляндию?

И.Р.: Честно говоря, мне сложно сейчас ответить на этот вопрос. Сейчас, находясь в России, я хотя бы спокойна за Роберта. Мы чувствуем себя в безопасности, знаем, что никто нас отсюда не выдаст. Но, с другой стороны, я понимаю, что в Финляндии осталось еще очень много людей, таких же русских мам, которые нуждаются в помощи, они смотрят, как будут развиваться события вокруг нашей семьи. Нам повезло. А вот остальные там остались. Как вы знаете, у Риммы Салонен ребенок тоже пошел в первый класс, но финской школы, с финским отцом. У других русских матерей тоже нерешенные проблемы, негативные ответы из судов, и неизвестно, когда они увидят своих детей. Я очень хочу, чтобы такой договор все-таки был заключен.

ВЗГЛЯД: Ваш муж и ваша старшая дочка остались в Финляндии...  

И.Р.: Да, у меня там дом, у меня там дочь, ей 20 лет завтра исполнится. Папа наш там остался, у него договор рабочий с финским работодателем как минимум до конца года. Папе, конечно, очень горько там. Он один сейчас в пятикомнатном пустом доме. Ходит по комнатам, а нас там нет. Дочери нужно второе образование закончить, года два точно она проведет там. Ну а дальше? Вы знаете, я бы этот вопрос хотела задать финнам, интересно, как они, заводя и фабрикуя это уголовное дело, видят наше будущее? Чего они хотят добиться? Единственное, что пока им удалось, так это разделить, порвать нас. Ребенок в итоге растет без отца.

Что будет дальше? Может быть, они поставят меня на какой-то счетчик. Потому что за неявку в суд на одно заседание обещали штраф в 600 евро, а дальше эта сумма должна расти. Что они хотят? В долговую яму нас посадить? Может быть, они вобьют меня в компьютер и объявят персоной нон-грата. И тогда смогут задержать меня или Роберта в одной из стран Европы, если мы туда поедем? Я не знаю, что будет дальше.

Что касается моего нахождения в России, то мне они вообще ничего не могут сказать. Я гражданка России, у меня даже нет второго гражданства Финляндии. А у Роберта двойное – российское и финское. Наш папа подписал все бумаги о том, что мы с сыном можем ехать куда угодно, когда угодно и на сколько угодно. Он сказал, что «если я, гражданин Финляндии, не смогу вас защитить – а я не могу вас защитить, поезжайте в Россию».

ВЗГЛЯД: 1 сентября Роберт пошел в первый класс петербургской школы. Как все прошло? Нет у него проблем с русским языком?

И.Р.: Проблем нет. Мы выбрали хорошую школу. Кстати, в первом классе их не будут оценивать, просто выдадут аттестат о том, что они прошли эту программу. Это сделано для того, чтобы детям не было очень сложно. Занятия проходят в игровой форме. В прошлом году Роберт уже ходил в первый класс. Но это было в Финляндии. И тот год у него был очень сложным, полтора месяца он провел в приюте. И финны провели с ним «особую пропаганду» русского языка, после чего он вообще перестал им заниматься. Но лето Роберт провел в России, и сейчас он говорит по-русски уже довольно хорошо.

ВЗГЛЯД: Что он говорит о России? Нравится ему здесь?

И.Р.: Приведу один пример. Летом он отдыхал с бабушкой в Приозерском районе, в поселке Сосново. Вы знаете, это место очень пострадало от урагана. У нашего дома там снесло полкрыши, они с бабушкой чудом остались живы. Я в этот момент была в Москве, к сожалению. Но сам Роберт после этого сказал мне, что ураган все-таки был не таким страшным, как финские социальные работники...

Сейчас у него почти нет моментов, чтобы ему что-то здесь не нравилось. Правда, сегодня он пришел из школы и сказал, что у них там все хорошо, все вкусно, но добавки не дают. В Финляндии немного другая система питания,  шведский стол, дети сами себя обслуживают и едят, сколько хотят. Я ему говорю на это: но зато здесь свобода, Роберт. Он соглашается, кивает.

Текст: Денис Нижегородцев,
Санкт-Петербург

Вам может быть интересно

В Судане при посадке разбился Ил-76
Темы дня

В Европе появился новый лидер конфронтации с Россией

Газета ВЗГЛЯД представляет ноябрьский выпуск «Рейтинга недружественных правительств». По сравнению с октябрем в первой десятке произошли серьезные изменения: Британия уступила лидерство Германии, показатели враждебности северных стран Европы резко выросли, а США и Чехия опустились на шестое и седьмое места соответственно. Какие еще тенденции показывает обновленный рейтинг?

Как устранить минную угрозу для ВМФ России

Для ВМФ России будут построены десятки новых тральщиков, обещают в руководстве Военно-морского флота. Почему корабли данного типа принципиально важны для обороны России, чем отличаются тральщики строящегося проекта 12700 и что еще можно сделать для наиболее эффективного противодействия минной угрозе?

Путин рассказал о поездках без кортежа и мигалок «по-тихому»

Euroclear оценил подлежащие возможной утрате в России активы

Западные СМИ запугивают африканцев в Мали «страшными русскими»

Новости

В Петербурге суд наказал клинику за требование к внешности медсестер

Суд в Петербурге привлек к ответственности медклинику за публикацию вакансий с ограничениями по внешности и семейному положению кандидатов.

Белоруссия установила оператора залетевшего из Литвы БПЛА

Власти Белоруссии выявили личность человека, который запустил беспилотник из Литвы, и ведут его розыск после падения аппарата.

Стармер назвал возможную дату заключения сделки по изъятию активов России

Сделка по размораживанию российских активов в Европе для дальнейшего выделения их на Украину может быть оформлена уже в ближайшие дни, заявил премьер-министр Британии Кир Стармер.

Росфинмониторинг включил Шлосберга в список террористов и экстремистов

Росфинмониторинг включил заместителя председателя партии «Яблоко» Льва Шлосберга, признанного в России иноагентом, в перечень террористов и экстремистов.

Звонки из-за рубежа решили промаркировать для защиты от мошенников

Правительство России подготовило второй пакет мер для защиты граждан от телефонных и интернет-мошенников, сообщил журналистам вице-премьер и руководитель аппарата правительства Дмитрий Григоренко.

В ФРГ граждан России, Украины и Армении начали судить по обвинению в шпионаже

В Германии стартовало судебное разбирательство по обвинению трех мужчин из России, Украины и Армении в работе на российскую спецслужбу и попытке сбора данных, пишут местные СМИ.

Постпред Украины при ООН пообещал «дырку от бублика» вместо Украины

На заседании Совбеза ООН постпред Украины Андрей Мельник ответил отказом на территориальные уступки, процитировав фильм «Место встречи изменить нельзя» и сказав фразу на русском языке.

Украина практически исчерпала резервы для ремонта энергообъектов

Украинские энергетики столкнулись с критическим дефицитом средств для ремонта поврежденной инфраструктуры, внутри страны резервы фактически исчерпаны, заявил СМИ директор украинского Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Трамп дал Зеленскому «считаные дни» на ответ по мирному соглашению

Президент США Дональд Трамп рассчитывает добиться подписания мирного соглашения по Украине к Рождеству, сообщили СМИ.

Дугин назвал санкции Лондона агонией Запада

Российский философ Александр Дугин прокомментировал введение Лондоном санкций против себя и основанного им Центра геополитической экспертизы, он отметил неожиданность этой меры.

Зеленский поставил условие для проведения выборов на Украине в течение 90 дней

Глава киевского режима Владимир Зеленский заявил, что готов к проведению выборов на Украине в течение 90 дней при условии, что Запад обеспечит безопасность хода голосования.

Путин заявил, что Россия доведет СВО до логического завершения

Президент России Владимир Путин заявил, что страна выполнит все поставленные задачи в ходе спецоперации на Украине.
Мнения

Тимофей Бордачёв: США унижают Европу на пользу России

Сегодняшние унижения со стороны США станут для поколения европейских политиков, с которым Россия будет иметь дело в будущем, такой же важной школой жизни, какой Вторая мировая война была для тех, кто мог налаживать диалог с СССР во второй половине XX века.

Алексей Чеснаков: Брюссель строит круговую поруку вокруг воровства российских денег

Неискушенный наблюдатель может задаться вопросом: какая связь между решением об изъятии российских активов и обороной ЕС? Самая что ни на есть прямая.

Владимир Можегов: Белый дом затеял контрреволюцию

«Американская империя», разрушение глобализма и «мир через силу» – вот три главных заявления новой доктрины администрации Трампа. Это, очевидно, отражает реальные взгляды Трампа и звучит достаточно интересно.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов