27 мая
Утром этого дня в отделении милиции села Ракитное Дальнереченского района Приморья найден труп сотрудника патрульно-постовой службы, который находился на дежурстве. Из отделения пропали милицейская форма и наручники.
Он отметил, что жители поселка Сухорада и Ковтун тоже пострадали от незаконных действий милиционеров
29 мая
В Яковлевском районе был обстрелян милицейский автомобиль, один милиционер был ранен.
8 июня
В районе села Хвалынка Спасского района Приморского края вооруженные бандиты обстреляли двух сотрудников ДПС ГИБДД ОВД по Спасскому району. Оба милиционера получили огнестрельные ранения. По факту обстрела возбуждено уголовное дело по ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа») и по ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконное ношение огнестрельного оружия»). Следствие связало нападение с совершенным 27 мая убийством сотрудника правоохранительных органов. Лица, которые совершили это преступление, были установлены, однако не разглашались в интересах следствия.
9 июня
Они мстили милиционерам за беспредел - такая версия мотивов преступников быстро разлетелась по Сети и СМИ. В качестве подтверждения этой теории отец одного из подозреваемых Владимир Савченко рассказал, что накануне всей этой истории его сына задержали кировские милиционеры, обвинили парня в дачной краже и стали в буквальном смысле выбивать признание. Когда молодого человека отпустили, он решил спрятаться.
Савченко-старший отметил, что жители поселка Сухорада и Ковтун тоже пострадали от незаконных действий милиционеров. «Сухораду полтора года назад так избили, что он потом месяц в больнице лежал. Мать сказала, что все ребра ему переломали», - сказал он.
Кроме того, появилось сообщение о том, что милиционерам, занятым поимкой преступников, был отдан приказ стрелять на поражение. Владимир Савченко не просто возмутился этим фактом, но и пригрозил взяться за ружье в случае, если его сына «тупо уничтожат». Савченко добавил, что «если он не сдастся (и его застрелят при этом - прим.), тогда у меня никаких претензий к власти не будет».
Тем временем к розыску предполагаемых преступников подключились около 150 сотрудников правоохранительных органов, были задействованы вертолеты. На ряде интернет-ресурсов, в том числе на городском сайте Владивостока, появился неофициальный список подозреваемых, состоящий из пяти фамилий.
По предварительным данным, группа состояла из молодых людей 18-20 лет, а возглавлял их 32-летний «бывший военнослужащий ВДВ Муромцев Роман Владимирович, ветеран боевых действий в Чеченской Республике». При этом один из молодых подозреваемых, 19-летний Александр Сладких, якобы был ранее объявлен в розыск Военной прокуратурой Кировского района за самовольный уход с оружием из воинской части.
Имя Муромцева всплыло в связи с националистическим обращением, опубликованным в Интернете от его имени. Его автор, в частности, призывал «всех русских восстать против произвола милиции».
Историк и писатель Кирилл Бенедиктов проанализировал развитие «воззваний» по времени и накалу: «5 мая на ряде националистических сайтов появилось первое «обращение Муромцева», адресованное полковнику Квачкову (тому самому эксперту-взрывотехнику ГРУ, которого пытаются обвинить в организации неудачного покушения на Чубайса), а также «всем, у кого осталась честь и совесть».
9 июня на одном из дальневосточных сайтов появляется «приказ о мобилизации населения в борьбе с оккупантами», подписанный «командующим Русской армией на Дальнем Востоке, офицером ВДВ России Романом Муромцевым».
«Последний «приказ» выглядит, строго говоря, как не очень умная шутка, а от первого «обращения Муромцева» за версту несет провокацией, направленной, скорее всего, против полковника Квачкова», - отмечает Бенедиктов.
«Вполне возможно, что акции «партизан» в Ракитном, Варфоломеевке и Хвалынке осуществляли одни люди, а «воззвания» и «обращения» писали совсем другие, сидящие в тепле и уюте безопасных офисов», - добавляет он.
Ситуация нагнеталась и в «оффлайне». Информационные агентства наперебой сообщали о найденных в лесах Приморья схронах с оружием - по мнению журналистов, это доказывало то, что группа попалась «серьезная» и «хорошо подготовленная». Кроме того, в лесу были обнаружены два полностью раздетых трупа мужчин среднего возраста, на телах которых были обнаружены резаные раны. Тем не менее источники различных СМИ заверили, что не связывают это преступление напрямую с «бандой Муромцева», хотя «одно из ранее совершенных преступлений в отношении сотрудника УВД имеет схожий почерк». При каком из перечисленных выше нападений на милиционеров использовалось холодное оружие, при этом не уточнялось.
Эксперты считают: бандиты не думали о последствиях своих действий по причине своей молодости (фото: vl.ru) |
Эти сообщения, сделанные исключительно анонимными источниками, лишь подогрели интерес общественности к разгоревшейся в Приморье драме. Живая дискуссия развернулась в блогах. В то время как одни завсегдатаи Сети писали об обосновавшейся в крае банде настоящих головорезов, другие припомнили далекую историю Дальневосточной Республики и заговорили о начале партизанской войны.
Несмотря на масштабную поисковую операцию, единого мнения о том, куда могли направиться преступники, озвучено не было. Те же анонимные источники сообщили, что бандгруппа могла направиться на север, в Бикин, откуда «очень легко» уехать в другие регионы России. СМИ тут же преподали это как то, что бандиты намереваются покинуть Приморье, что лишь подогрело интерес к этой теме. В итоге окажется, что группа, напротив, направилась на юг, в сторону Владивостока.
Вполне возможно, что милиционеры знали точное местонахождение и направление движения преступников, однако просто решили не передавать его в СМИ. С другой стороны, таким образом тысячи приморцев могли быть введены в заблуждение.
10 июня
Утром силовики отчитались о задержании первого члена банды. Его имя не сообщалось, и ряд изданий со ссылкой на уже знакомые нам анонимные источники ошибочно сообщил, что задержан Александр Ковтун. Между тем другие подробности операции и местонахождение членов группировки держались в строжайшей тайне.
На оживленных дорогах края, в том числе и на въезде во Владивосток, Уссурийск и Находку, были выставлены усиленные вооруженные наряды сотрудников милиции, которые проверяли документы у водителей и досматривали въезжающие в города машины. Под усиленную охрану были взяты загородные детские центры отдыха. На «отвлекающий маневр» это было слабо похоже: по-видимому, вначале милиционеры действительно не знали, где находятся преступники.
Между тем в том, что предводителем банды мог стать ветеран чеченской кампании, появились серьезные сомнения. Первыми засомневались другие ветераны Чечни: обзванивая с опросами друг друга, они так и не нашли такого человека среди своих коллег. Позже стало понятно, что 32-летний Роман Муромцев - это реально существующий человек, однако он находится в своей квартире во Владивостоке, к спецназу и боевым действиям на Северном Кавказе не имеет никакого отношения и вообще является обычным уголовником, недавно вернувшимся из своей третьей отсидки.
Все те же источники в силовых структурах предположили, что кому-то было выгодно «свалить вину» на этого человека. Официальных комментариев этой информации также не последовало.
Ближе к вечеру силовикам сдался еще один участник банды, Максим Кирилов. Однако сам факт сдачи обоих преступников первоначально был опровергнут, а их имена стали известны лишь к утру следующего дня.
11 июня
Одни писали об обосновавшейся в крае банде головорезов, другие припомнили историю Дальневосточной Республики и заговорили о начале партизанской войны
Утром в пятницу на сайте СКП РФ появился официальный список подозреваемых в нападениях на сотрудников милиции, состоящий из шести человек. Таким образом, окончательно стало понятно: «спецназовец» Муромцев не имеет к преступлению никакого отношения.
Кроме того, подозреваемым были вменены иные эпизоды преступлений: «Следствием установлено, что преступная деятельность злоумышленников началась в феврале 2010 года, когда на ул. Давыдова в г. Владивостоке было совершено вооруженное нападение на сотрудников милиции, в результате один милиционер был убит, второй ранен. В течение нескольких месяцев злоумышленники совершали кражи, угоны, поджоги в Кировском, Дальнереченском и Спасском районах Приморского края.
Подозреваемые похищали оружие и транспорт у жителей районов с тем, чтобы продолжать свою преступную деятельность, направленную на совершение тяжких преступлений. В качестве примера можно привести случай, когда в мае этого года в г. Спасске - Дальнем злоумышленники вызвали такси. Водителем такси оказалась женщина. Они применили насилие и похитили автомобиль», - говорилось в официальном сообщении СКП РФ.
Тем временем оставшиеся четверо бандитов: Андрей Сухорада, Александр Сладких, Александр Ковтун, Владимир Илютиков - были окружены в одном из домов Уссурийска, жителей которого спешно эвакуировали. Были оцеплены близлежащие кварталы. Первоначально агентство PrimaMedia сообщало, что преступники засели в магазине и взяли в заложники его продавщицу, однако позже это утверждение было опровергнуто.
Не подтвердилось также сообщение о штурме дома. Милиционеры лишь окружили здание и уговаривали преступников сдаться. Один из них - Владимир Илютиков - сдался практически сразу, а остальные начали беспорядочно отстреливаться. В результате этого двое сотрудников милиции получили ранения. Непонятно, открыли ли милиционеры ответный огонь, однако позже стало известно, что Андрей Сухорада и Александр Сладких застрелились сами - от безысходности.
Переговоры с последним оставшимся в живых преступником - Александром Ковтуном - шли несколько часов. Однако вскоре после звонка матери, которая в слезах уговаривала его выйти с поднятыми руками, он также выбрал жизнь. Так банда «охотников на милиционеров» была обезврежена.
Реакции
Во второй половине дня пятницы со специальным видеообращением к населению Приморья выступил начальник краевого УВД Андрей Николаев, который отчитался об обезвреживании банды. Среди новой информации, которую он сообщил, - то, что мотивом нападения на милиционеров, по предварительной версии, было завладение их оружием. По словам Николаева, оно было необходимо бандитам для совершения других тяжких преступлений.
«В ходе преследования участников банды в лесах Приморья обнаружены многочисленные схроны, оставленные членами вооруженной группы. Кроме одежды и продуктов питания в них находилось оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, а также предметы с фашистской символикой и литература радикального толка», - сказал также начальник УВД. По его мнению, «все изъятое вряд ли может быть символом борьбы за «свободную Россию», за память дедов, отдавших жизнь именно в борьбе с фашизмом».
Директор саратовского Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции профессор Наталья Лопашенко в интервью газете ВЗГЛЯД не исключила, пожалуй, ни одной из озвученных версий мотивов бандитов - за исключением того, что акция могла быть спланирована заранее и разогреть сепаратистские настроения на Дальнем Востоке. «Тут даже комментировать нечего. Конечно, наше общество достаточно безнравственно, но если мы допускаем подобные вещи... Я склонна с этим не согласиться. Это частный случай; вряд ли из этого надо делать систему», - сказала она.
По словам Натальи Лопашенко, нельзя исключать того, что к печальным последствиям действительно привел беспредел, учиненный сотрудниками милиции по отношению к молодым людям. Она подчеркнула также, что связывать произошедшее с экстремистскими наклонностями бандитов она «стала бы в последнюю очередь».
Лопашенко считает, что бандиты «ни на что не рассчитывали» по причине своего небольшого возраста. «Поэтому тут нельзя руководствоваться теми требованиями разумности, которые мы можем предъявлять по отношению к взрослым преступникам. Это молодые люди... Тут, конечно, надо знать дело, однако могу допустить, что они, и правда, до этого совершали противоправные деяния. А потом уже, что называется, начала «земля под ногами гореть», то есть стало уже абсолютно все равно, наступила полная развязность», - сказала она.