Столичные власти продолжают реформу ритуального дела: на кладбищах Москвы планируется ввести общемировую практику пометок бесхозных и шатающихся памятников. Об этом в четверг на пресс-конференции сообщил заместитель руководителя департамента потребительского рынка и услуг Москвы Алексей Сулоев, передает «Интерфакс».
Единственное, что могут сделать новые владельцы старых захоронений, – перевесить таблички на памятниках на обратную сторону
«С этого года мы начнем помечать некоторые памятники наклейками двух цветов − красного и зеленого», − отметил Сулоев. По его словам, наклейки зеленого цвета будут размещать на брошенных и бесхозных могилах. Эти пометки будут содержать просьбу к владельцам захоронения, если такие объявятся, прийти в администрацию кладбища и показать документы на памятник.
«Наклейки красного цвета с просьбой принять все меры по укреплению памятника будут размещать на опасных, расшатанных памятниках», − рассказал чиновник. Сулоев также заметил, что в прошлом году Москва приобрела специальное оборудование, позволяющее измерять безопасность установки памятников.
Ежегодно на столичных кладбищах сотни памятников приходят в печальное состояние – повреждаются и расшатываются их основания, вспучивается грунт, падают и расхищаются ограды и фрагменты памятников из цветного металла.
Реформа ритуальной отрасли, которую столичное правительство проводит с середины 2000-х годов, направлена, в частности, на оптимизацию «заселения» кладбищ. При острой нехватке мест на московских погостах терпеть многолетнее запустение сотен участков, за которыми никто не следит, столичные власти не хотят.
Чтобы хотя бы отчасти решить эту проблему, в 2008 году была разработана программа опеки над могилами. Ее суть проста: за определенную плату администрация кладбища предоставляет в опеку участки, за которыми долгие годы никто не ухаживает и с владельцами которых связаться не удается.
«Никакой эксгумации, разумеется, не будет», − рассказывал Алексей Сулоев корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в момент открытия программы опекунства. Единственное, что могут сделать новые владельцы старых захоронений, − перевесить таблички на памятниках на обратную сторону, чтобы освободить место для своих надписей.
Опекун обязуется поддерживать участок и захоронения в порядке, за это он получает право хоронить на этом участке и своих близких. По данным Алексея Сулоева, на сегодня получено более 600 заявок от людей, которые хотят взять заброшенные захоронения под опеку.
Между тем, поскольку мест для захоронения в Москве действительно куда меньше, чем требуется, между потенциальными «опекунами» образуется конкурс. В 2009 году, по данным источника газеты ВЗГЛЯД в ГУП «Ритуал», на одно место претендовали около десяти человек. Речь идет о тех кладбищах, где запущен пилотный проект опекунства над могилами, пока он открыт только на Введенском кладбище в Лефортове.
Кроме того, рассматривается возможность открыть опекунство и на других кладбищах – в частности, на знаменитом Ваганьковском, которое официально закрыто для новых захоронений. Правда, как показывает практика, для VIP-похорон места находятся и там: например, именно на Ваганьковском минувшей осенью похоронили самого известного уголовного авторитета России Вячеслава Иванькова (Япончика).
Отметим также, что в прошлом году правительство Москвы объявило о том, что землю для новых столичных кладбищ закупят в Подмосковье – новые некрополи расположатся в 25−30 км от МКАД.
По действующему законодательству захоронение считается бесхозным в том случае, если с момента похорон прошло более 20 лет, а ухода за могилой и ее посещения не наблюдается и родственников покойного установить также не удается.