Проверка, проведенная по жалобам детей из приюта Свято-Боголюбского монастыря во Владимирской области по поручению уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, подтвердила обоснованность претензий воспитанников.
Описанные методы, безусловно, осуждаются церковью. Это недопустимо. Какое-то наказание возможно в семье, но в приютах это категорически запрещено
«Дети, ранее проживавшие в монастыре, рассказали об истязаниях, которые над ними учиняли воспитатели в приюте. Многочисленные поклоны в качестве наказания, работа на поле с трех часов утра до десяти вечера с получасовыми перерывами на завтрак и обед. Помещение в затвор на втором этаже коровника, лишение еды – вода и сухари в течение 16 дней подряд. Избиение ремнем по 12, 50, 70 ударов – считает вслух воспитатель. Чтение вслух псалтыря до двух часов ночи, притом что подъем в 5.30 утра», – приводит соответствующие факты пресс-служба Лукина со ссылкой на данные проверки, передает «Интерфакс».
По данным омбудсмена, после закрытия приюта в монастыре остались некоторые его воспитанницы. В частности, «опрошенная комиссией 18-летняя девушка сообщила, что осталась в монастыре по собственному желанию, учится по экстернатной форме в 11 классе – у нее нет паспорта, медицинского полиса, как и у многих проживающих в монастыре».
Комиссия также установила, что после закрытия приюта «в настоящее время дети действительно размещены в школе-пансионе в селе Михали и в кадетском корпусе пос. Радужный, часть детей проживает дома в семьях и обучается по экстернатной форме от Новосельской школы».
По сведениям настоятельницы монастыря, часть детей передана опекунам и родителям в другие города.
Напомним, в начале сентября сбежавшая в августе воспитанница приюта 16-летняя Валентина Перова написала письмо, в котором жаловалась на жестокое обращение с воспитанницами, непосильную работу и незаконное лишение свободы. Копии обращения были направлены патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, генпрокурору РФ и уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ.
Местные следователи три недели проводили проверку, по результатам которой решили: событие преступления отсутствует, уголовное дело возбуждаться не будет.
Позднее газета «Известия» опубликовала письмо троих воспитанников приюта с просьбой о помощи. По словам детей, настоятели избивали их и морили голодом. Руководитель Суздальского округа Владимирской епархии священник Виталий Рысев заявил также, что в пример воспитанникам ставили «мужество и решительность» ваххабитов. «Им стали приводить в пример ваххабитов как людей тоже близких, потому что они борются против мирового сионизма, против глобализма, люди решительные и мужественные», – пояснил Рысев.
По его словам, методы «боголюбовцев» похожи на методы воздействия тоталитарных сект: они практикуют лишение собственности и документов, изоляцию от общества и всех средств массовой информации, обработку средствами НЛП. Мальчиков серьезно обучали рукопашному бою. К ним даже приезжал клирик Грузинской церкви, которого их тренировки «порадовали». «Двенадцать дней в затворе – это было страшное наказание, – описал ужасы, творившиеся в монастыре, отец Виталий. – Первые три дня вообще без воды, сухая голодовка, потом просфоры, хлеб, вода, отхожее ведро, помещение неотапливаемое».
Девочки никогда не ели мяса, зато молились ночью и рано утром: «У них все время был прерванный сон, им все время хотелось спать... Неканоническая, написанная неизвестно кем молитва, но, тем не менее, ради нее ночью их поднимали», – рассказал отец Виталий.
На прошлой неделе Генпрокуратура объявила о начале проверки изложенных фактов. Уполномоченный по правам ребенка в РФ Павел Астахов также заявил, что взял ситуацию под контроль и проводит свое расследование. Впрочем, он высказал уверенность в том, что «ажиотаж вокруг ситуации и желание всех окружающих заняться расследованием пойдут только во вред».
«Год назад девочки-воспитанницы Боголюбского приюта жаловались на жестокое обращение. После этого приют был расформирован. Приехали члены Общественной палаты, люди с камерами, разворотили там все. Никакого эффекта для воспитанников это не принесло, потому что надо решать проблему деликатно», – сказал Астахов в интервью газете ВЗГЛЯД.
Проверкой информации о происходящем в монастыре занимается и специальная комиссия Русской православной церкви. Как рассказал газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь патриарха протоиерей Владимир Вигилянский, она еще не завершила свою работу. Он подчеркнул, что этот случай является из ряда вон выходящим.
«Никаких инцидентов, связанных с насилием или тому подобными вещами, в церкви, кроме случая с этим Свято-Боголюбским монастырем, не было. У нас сотни приютов. Церковь давно этим занимается. В государстве большой дефицит детских домов, скудное финансирование. Церковь взяла на себя эту социальную функцию и открыла огромное количество приютов в женских и мужских монастырях по всем епархиям. Никогда никаких инцидентов не было.
С этим монастырем – единственный случай, когда были претензии, дети оттуда убегали. В прошлом году этот приют закрылся. Он не существует, на территории монастыря никаких детей не было. Если что-то там происходило, то это было в том частном секторе, где живут люди при монастыре», – подчеркнул отец Владимир.
«Описанные методы, безусловно, осуждаются церковью. Это недопустимо. Какое-то наказание возможно в семье, но в приютах это категорически запрещено», – отметил он.