«Мы приближаемся к окончанию опытно-конструкторских разработок», – сказал Сергей Иванов на совещании Военно-промышленной комиссии по проблемам создания перспективного комплекса фронтовой авиации, которое прошло в штаб-квартире компании «Сухой».
По некоторым данным, новый истребитель будет несколько меньше, чем Су-27, но больше МиГ-29
Первый вице-премьер отметил, что боевой самолет пятого поколения должен стать базовой фронтовой машиной для ВВС России в XXI веке.
По сообщению главнокомандующего Военно-воздушными силами России генерал-полковника Александра Зелина, уже определился авиационный завод, где будут серийно производить истребители пятого поколения. «Это авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. И, естественно, он будет работать в кооперации с другими предприятиями», – уточнил Зелин.
Главнокомандующий ВВС также отметил, что сначала ВВС России планируют заказать не более одной авиационной эскадрильи новых машин. По его словам, первые авиационные полки, оснащенные новыми самолетами, появятся на восточном и северокавказском, а затем и на других направлениях. Новые самолеты будут использоваться в системе противовоздушной обороны страны и для решения других задач.
В настоящее время самолет прошел этап эскизного и технического проектирования. Второй этап реализации программы, по словам Зелина, с началом летных испытаний потребует создания новой испытательной базы.
Работы по созданию «пятого поколения» начались в СССР еще в середине 80-х годов прошлого века. К 90-м годам конструкторские бюро, занимающиеся истребительной тематикой, создали два прототипа многофункционального истребителя – МиГ-1.44 от КБ Микояна и С-37 (Су-47) «Беркут» КБ Сухого.
Однако последовавший за развалом Союза экономический спад сделал продолжение работ по этим самолетам невозможным. Работы над перспективным истребителем, известным как И-21, «изделие 701» или Т-50, иначе – ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), возобновились только на рубеже веков.
В настоящее время полноразмерный макет ПАК ФА прошел утверждение технической комиссией. По понятным причинам внешний облик машины еще долго останется в секрете, однако, по некоторым данным, он будет несколько меньше, чем Су-27, но больше МиГ-29. Таким образом, российский самолет будет ближе по массогабаритным характеристикам к американскому F-35A Lightning II.
Информация по летно-техническим характеристикам ПАК ФА практически отсутствует. Но из интервью с представителями ВВС известно, что самолет сможет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа, на самолете будет применена технология «Стелс», установлены ракеты нового поколения «воздух – воздух», «воздух – земля» и противокорабельные ракеты.
На самолете планируется устанавливать двигатели АЛ-41Ф или его модификации. Истребитель будет обладать всеми важнейшими свойствами, позволяющими отнести его к пятому поколению. Пожалуй, единственное, что может несколько затормозить работы по созданию ПАК ФА, – это отсутствие подходящего двигателя.
Впрочем, двигатель, получивший условное обозначение 117С, уже разрабатывается. Кооперация по разработке двигателя пятого поколения сформирована, в нее вошли НПО «Сатурн» (головное предприятие), Уфимское моторостроительное производственное объединение, а также компании «Мотор», «Авиадвигатель», «Климов», «Союз» и ряд других предприятий.
Главком Зелин отметил, что создание силовой установки для перспективного истребителя ведется в два этапа. Первый предусматривает модернизацию двигателя АЛ-31Ф с доведением его до уровня тяги около 15 тонн. И только на втором этапе речь идет о создании нового мотора, имеющего не только повышенную – до более чем 16 тонн – тягу, но и лучшие удельные параметры, соответствующие требованиям, предъявляемым к следующему поколению. По его мнению, работы в рамках второго этапа следует начинать только после завершения первого этапа.