Встреча президентов России и Белоруссии в Санкт-Петербурге проходит на весьма мрачном и непростом фоне – как актуально-новостном, так и в сфере двухсторонних отношений. Последние месяцы ознаменовались обострением отношений между странами, причем настолько резким, какого уже очень давно не было.
За любые льготы, преференции и скидки Россия тоже должна получить нечто ценное для нее
Причины происходящего просты. Они связаны, в первую очередь, с трудностями, с которыми столкнулась белорусская экономика, хотя есть ряд и политических аспектов. В результате со стороны белорусского лидера последовала, в общем, привычная реакция в виде жестких, а местами эксцентричных заявлений. Кроме того, обе стороны обменялись несколькими не слишком дружественными решениями.
Анонсированная в конце марта встреча в Петербурге также сопровождалась примечательным информационным фоном.
2 апреля Владимир Путин направил поздравительную телеграмму белорусскому президенту в связи с Днем единения народов двух стран. Хотя в словах российского лидера можно попытаться найти «двойное дно» и скрытые смыслы (например, про «дальнейшее развитие взаимовыгодных» связей двух стран), формально риторика послания выдержана в привычном дружественном тоне.
В свою очередь поздравление Лукашенко, направленное Путину, оказалось куда более двусмысленным и колючим. В частности, он призвал не воспринимать достижения Союзного государства как данность. Правда, за несколько дней до этого Александр Григорьевич назвал российского президента «родным братом», но некоторая непоследовательность в риторике также давно является его «фирменным знаком».
А уже в сам день встречи генеральный прокурор Белоруссии сделал очередной выпад против главы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России Сергея Данкверта, заявив, что тот «лично нанес ущерб» интересам Белоруссии. Учитывая, что именно Россельхознадзор является инстанцией, которая не спеша, но все более последовательно перекрывает каналы незаконного реэкспорта продукции в Россию, недовольство белорусского руководства действиями российской структуры вполне объяснимо. В частности, к уже оглашенным решениями в день анонсирования встречи двух президентов Россельхознадзор запретил ввоз продуктов еще с двух белорусских предприятий.
Однако помимо очередного «закручивания гаек» для белорусских «производителей»-реэкспортеров даже более значимым сигналом Москвы в преддверии встречи двух президентов стало обнародование опроса ВЦИОМа, который продемонстрировал весьма сдержанное отношение россиян к белорусскому лидеру. Самым интересным и значимым показателем исследования стала цифра в 73 процента – именно столько опрошенных полагают, что Александр Лукашенко хитрит и поддерживает Россию лишь тогда, когда ему это выгодно.
Дело, разумеется, не в том, что от президента Белоруссии Кремль (или российское общество) ожидает приоритета интересов России. Данное исследование несет в себе куда более сложное и многослойное послание Александру Лукашенко, а публикация исследования буквально накануне встречи двух президентов не оставляет сомнений, что это именно послание – и весьма неприятное.
Последние годы политика Кремля в отношении Белоруссии действительно становится все более жесткой. Республика все больше утрачивает многочисленные прерогативы и привилегии, которые ей давал статус самой близкой для России страны. Одновременно с этим политика белорусского руководства, которое, по сути, частенько шантажировало Москву этой своей позицией незаменимо близкого соседа, ныне постоянно сталкивается с тем, что Кремль все меньше поддается на шантаж.
Заявленная позиция опрошенного большинства о том, что Лукашенко руководствуется не российскими, а белорусскими (как он их понимает) интересами, предоставляет Кремлю общественный карт-бланш для отказа от принципа «братских народов». Под которым на самом деле имело место выкачивание ресурсов из России в обмен на нечто обтекаемое под названием «лояльность». Белоруссия остается единственной постсоветской страной, где этот принцип до недавнего времени еще активно работал. Всех остальных соседей Россия уже перевела на принцип строго взаимовыгодного сотрудничества, где за любые льготы, преференции и скидки Россия тоже должна получить нечто ценное для нее. Ныне эту непростую трансформацию Кремль проводит и в отношениях с Минском, чем во многом и объясняется нынешний столь болезненный этап в отношениях между странами.
Озвученные Владимиром Путиным результаты встречи президентов говорят сами за себя: Белоруссии, которая вообще не признавала наличие долга за российский газ, предстоит выплатить свыше 700 миллионов долларов.
Согласно заявлению вице-премьера Аркадия Дворковича, после погашения долга в Белоруссию будут возобновлены поставки нефти в объеме 24 млн тонн. Поставки могут начаться еще в апреле. Кроме того, на период с 2018 по 2019 год Газпром предоставит стране скидку с понижающим коэффициентом. В дальнейшем, по словам российской стороны, отношения двух стран будут зависеть от новых переговоров.
Александр Лукашенко в свою очередь высказал благодарность за то, что Россия пошла «навстречу в реструктуризации наших задолженностей», хотя еще три дня назад пресс-секретарь белорусского премьер-министра заявил, что никакого долга нет вовсе.
Похоже, белорусский лидер начал осознавать и принимать новые принципы двухсторонних отношений в российской внешней политике.