Факт подделки в четверг признали участвовавшие накануне в акции у Кремля феминистки Леда Гарина и Катрин Ненашева, правда, так и не раскрыв, кто был инициатором обмана.
Насилие и дескриминация это плохо. Отвратителен сексизм в СМИ. И так далее. А фейковые фотки конечно не оч, но ни в какое сравнение не идут
«Мы знали, что есть девушки, которым нравится слоган «Национальная идея – феминизм», и что они делают такой баннер. Нам пришла документация, вместе с другими фотографиями, на которых находимся мы... Мы добавили материал к общей рассылке. Мы допускаем, что присланный материал был фотошопом... Нам очень жаль, что мы не настолько технически подкованы, чтобы увидеть разницу между фейковыми кадрами и настоящими, и что, возможно, мы ввели этим в заблуждение СМИ», – написала Гарина в своем «Фейсбуке».
«Прекрасное фейковое платье в горох»
Гарина не считает обман большим проступком. «Насилие и дескриминация это плохо. Отвратителен сексизм в СМИ. И так далее. А фейковые фотки конечно не оч, но ни в какое сравнение не идут», – написала она (орфография авторская), сопроводив пост фотографией, где сама стоит у Царь-колокола в «прекрасном фейковом платье в горох».
Другая участница акции в Александровском саду Катрин Ненашева тоже написала в своем «Фейсбуке»: «Мне больно сейчас за российский арт-активизм и феминистское сообщество, потому что фотография на Арсенальной башне действительно оказалась фотошопом. Я беспредельно уважаю всех участниц акции и не хочу обесценивать их действия. Все остальные фото и видео реальные. Спасибо, девочки! Но также я считаю абсолютно непрофессиональным и недопустимым такой подход к работе».
Журналисты тех редакций, что накануне доверились информации феминисток и освещали их акцию с явным сочувствием, теперь крайне раздосадованы. Сотрудница русской службы Би-би-си Наталья Зотова предположила, что прессу подставили намеренно. «Клево придумали вчерашние феминистки: поставили условием, что журналисты, снимающие разные баннеры в разных местах, сбрасывают им свои фото, а те уже все снимки с акции рассылают им обратно с КОЛЛЕКТИВНОЙ ПОДПИСЬЮ всех, кто был на акции. И в этой рассылке и оказался отфотошопленный кадр с несуществующим баннером на башне Кремля. Миссия выполнена, журналисты подставлены. Всех переиграли, чо», – написала она в своем «Фейсбуке».
Однако в ЛГБТ-сообществе девушек взяли под защиту: «А я считаю, что совершенно не важно, были ли действительно феминистки на башне или не были», – возразила в своем блоге в той же соцсети известная петербургская ЛГБТ-активистка, феминистка Белла Рапопорт, добавив, что это была художественная акция – оформляют как хотят. «А те, кто сейчас яростно разоблачают акцию, просто прикрывают этим свое неприятие феминизма и феминистских идей и пытаются присвоить дискурс и перевести разговор с действительно важных проблем», – пояснила феминистка.
«Тот неловкий момент, когда широко разрекламированная акция оказалась не слишком даже умелым фотошопом. И эти люди запрещают кому-то рассказывать про распятого мальчика?» – прокомментировала пост писательница Марина Юденич.
Напомним, что в среду, в Международный женский день, в ходе акции у стен Кремля в Александровском саду феминистки вывесили баннер со словами «200 лет мужчины у власти. Долой» и зажгли файеры. Кроме уже упомянутой Гариной, там были Елена Тишенко, Александра Орлова, Марина Тимофеева, фотограф Арден Аркман и журналистки «Новой газеты» Елена Костюченко и Анна Артемьева.
Как сообщала «Новая газета», лозунги манифестанток «Вся власть – женщинам», «Женщину – в президенты», «Женщину – в патриархи», «Нас большинство» были написаны на платках. Самый большой – «Мужчины, вон из Кремля!» – уместился на платье Гариной. Все участницы акции были задержаны, но впоследствии отпущены из ОВД после разъяснительной беседы и без составления протокола. У девушек лишь сняли отпечатки. Однако, пока девушки находились в полиции, они успели прославиться. Многие издания – в первую очередь оппозиционные – растиражировали фотографию, на которой они с транспарантом стоят на Угловой Арсенальной башне – как известно, она закрыта для туристов, попасть на нее крайне сложно.
Стоит также отметить, что до 8 марта федеральная пресса фактически не подозревала о существовании этих девушек. Так, к примеру, петербурженка Гарина называет себя в Сети организатором социально-художественного проекта «Ребра Евы», посвященного борьбе с гендерной дискриминацией. А москвичка Ненашева сообщает, что еще учится в Литературном институте имени Горького. Ранее они не участвовали вместе в подобного рода манифестациях, поэтому не исключено, что фактическим организатором акции выступила на самом деле «Новая газета».
Девушкам не хватило выпуклостей
Впрочем, участницы акции признали факт подтасовки не сразу, а только после мощного нажима прессы по этому поводу. В четверг утром представитель ФСО Александр Рясков заявил, что 8 марта служба не фиксировала никаких нарушений. «Мы заявляем, что на охраняемые ФСО объекты проникновений не было», – цитирует его «Интерфакс». Опрошенные агентством фотографы сразу предположили, что «это – фотожаба, поскольку на снимке много нестыковок», в частности в распределении теней от якобы зажженных рядом с плакатом файеров.
Сразу после публикации в Сети скандального фото блогеры заподозрили активисток в фальсификации. Специалист по кибербезопасности Александр Литреев в своем Twitter сообщил: исходный снимок был сделан еще 7 марта – накануне манифестации. В частности, обратил внимание на то, что «единственные фото с акции феминисток 8 марта имеют отметку EXIF о последней модификации 7 марта в «Фотошопе». Также специалист обнаружил лишний пиксель в вертикальной линии буквы «Н» в надписи и обратил внимание на положение дождевых сливов башни на фотографии. «Выпуклости на баннере могли бы и смоделировать», – пошутил он.
Сублимировали в «Фотошопе»
Фотохудожник Игорь Старков в беседе с газетой ВЗГЛЯД добавил: снимки, где феминистки стоят на гроте Александровского сада, – явно не обработанные, а родные. «И особой проблемы в том, чтобы забраться на грот, в плане охраны Кремля, как я понимаю, нет», – добавил он. А вот к снимку, на котором изображен баннер, вывешенный с башни Кремля, у фотографа сразу возникло много вопросов. «В данном случае работал либо непрофессионал, либо человек, который сам хотел, чтобы фальсификация вскрылась», – пояснил он.
Старков не понимает, как вообще человек, мало-мальски знакомый с «Фотошопом», мог «накосячить» с пикселями и дождевыми сливами. «Авторы снимка даже поленились «подчистить хвосты», стерев данные о создании и последней модификации файла. Это чудовищный непрофессионализм», – считает фотохудожник. В то же время, по мнению Старкова, в случае, если в «Фотошопе» работал грамотный человек, отличить настоящее фото от подделки можно только опираясь на интуицию.
Директор Института новейших государств Алексей Мартынов говорит, что сразу предположил – фото поддельное. «Попасть в эти башни Кремля невозможно, если вы, конечно, не специально назначенный для охраны сотрудник. Наверное, это самое охраняемое здание в мире», – считает Мартынов.
У эксперта даже создается впечатление, что девушки хотели «спалиться» намеренно. «Такая намеренная провокация – это стремление попасть в актуальную повестку дня. Все эти «отмороженные» феминистские группки и занимаются провокациями, сублимируя собственную психологическую или физическую неудовлетворенность. Достаточно вспомнить украинскую группу FEMEN. Что заставляет их обнажать неприличные части собственного тела, выражая собственное отношение к разного рода политическим событиям? Это чистой воды компенсация недостатка внимания. Вам любой психолог расскажет», – полагает он. «Впрочем, они добились своего – привлекли к себе внимание», – резюмировал Мартынов.