В разгар массовой популярности игры Pokemon Go в отечественных СМИ время от времени появлялись предупреждения о том, что этот проект разработан западными спецслужбами с целью добыть видеозаписи секретных объектов или для того, чтобы собрать информацию о пользователях по всему миру.
Некоторая логика в этих опасениях была – люди ловили покемонов (карманных монстров в дословном переводе) абсолютно везде, но понятное дело, что на действительно секретные объекты проносить смартфоны запрещено, а информацию о пользователях можно собрать и другими, более простыми способами. Поэтому конспирологи традиционно пощекотали нервы себе и легковерным гражданам без каких-либо серьезных последствий.
Но, как выяснилось, наши конспирологи в подметки не годятся американским, причем окопавшимся не в каком-то маргинальном СМИ, где на полном серьезе пишут про инопланетян и подвергают сомнению высадку на Луну и шарообразность Земли.
Как утверждается в репортаже телекомпании CNN, российская компания «Агентство интернет-исследований» (которую CNN называет «связанной с Кремлем фермой троллей») якобы предпринимала попытки использовать мобильную игру Pokemon Go для разжигания расовой ненависти в США.
По эксклюзивной (это подчеркивается на сайте) информации журналистов телеканала, агентство организовало в США акцию Don't Shoot Us («Не стреляйте в нас»), направленную на привлечение внимания американской общественности к случаям полицейского произвола в США по отношению к темнокожим.
Для продвижения акции использовался аккаунт в соцсети Tumblr, на котором было объявлено о проведении конкурса на тему Pokemon Go. Игрокам предлагалось отлавливать виртуальных покемонов рядом с теми местами в США, где произошли инциденты с применением насилия со стороны стражей порядка по отношению к темнокожим. Участникам также давались указания называть пойманных покемонов в честь погибших в результате полицейского беспредела. Победителям конкурса были обещаны бесплатные подарочные карты онлайн-магазина Amazon.
Поводом связать конкурс с Россией стал текстовый документ, полученный от одного из администраторов Don't Shoot Us. Документ был написан на английском, но в метаданных эксперты CNN обнаружили слово «название», написанное по-русски, что позволило им сделать вывод о том, что файл был создан на компьютере или с использованием программы, где основным языком был выставлен русский.
Это и есть самое главное доказательство того, что акция Don't Shoot Us и ловля покемонов – дело рук страшных русских хакеров. Других доказательств CNN не приводит, перечисляя так и не подтвержденные документально заявления о том, что якобы с российских аккаунтов оплачивалась реклама в Facebook*, на YouTube и в Tumblr.
Комментарии по поводу очередного «открытия» американских СМИ пока в основном юмористические. Так, официальный представитель МИД России Мария Захарова написала на своей странице в Facebook:
«Исходя из логики CNN, афроамериканцы определяются с гражданской позицией, играя в покемонов. Вот так бездарно телеканал объяснил возникновение расовых проблем. Снова виноваты русские... И управляемые ими покемоны».
Впрочем, если подходить к поставленному вопросу серьезно, то обвинения CNN также не выдерживают никакой критики: пик активности игроков в покемонов давно остался позади, отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД основатель группы компаний DZ Systems Дмитрий Завалишин, поэтому сама идея использовать именно покемонов для влияния на людей выглядит странно.
Более того, по словам Завалишина, координировать политическую кампанию через игру, популярную у детей и подростков – не самый лучший выбор. На пике популярности в Pokemon Go в Штатах играло порядка 10 млн человек – что несопоставимо с аудиторией социальных сетей (например, почти с полмиллиарда аккаунтов в Facebook в США).
Сам же «вброс» CNN, полагает эксперт, заставляет вспомнить фразу, приписываемую Йозефу Геббельсу – «Чем чудовищнее ложь, тем охотнее в нее поверят». В целом это укладывается в тренд «Россия во всем виновата».
Отметим, что в тренде «Россия во всем виновата» появился новый субтренд – оказывается, это именно Москва разжигает в США межрасовую рознь. Помимо покемонов используется также одежда. Компания Blacktivist, занимавшаяся продажей одежды через Facebook и Twitter, якобы контролировалась Россией и в период президентской кампании в США своей рекламной кампанией подстегивала политическую и расовую вражду, говорится в репортаже все той же CNN.
Цель России заключалась в том, чтобы заставить американцев спорить друг с другом и в конечном итоге выходить на улицы, дестабилизируя страну, заявил основатель компании New Knowledge Джонатан Морган.
Впрочем, только CNN дело не ограничивается. Washington Post также опубликовала бездоказательную статью, в которой говорится, что Россия пытается «разжигать ненависть» на расовой почве в США, а корни этой «политики» кроются в истории СССР. В этом тексте помимо голословных обвинений в «разжигании» крайне вольно толкуется история Советского Союза: республики называются «колониями». Уровень доказательств соответствующий: «когда в 2010 году я был во Львове, ко мне подошел 80-летний старик и сказал: «Украина – это колония Москвы, и Россия хочет ее вернуть». Как говорится, спасибо, что не таксист.
Эта статья подверглась критике даже со стороны западных СМИ, в частности Guardian и Financial Times.
«Один из худших образцов «аналитики» о России и о советской «истории», что мне довелось прочитать», – написал журналист Guardian Шон Уокер в Twitter.
Корреспондент Financial Times Макс Седдон сообщил, что статья Старра напомнила ему «самые провальные рефераты, написанные в студенческие годы».
Американский журналист Айзек Уэбб удивился, как подобный материал вообще появился в одной из крупнейших газет США.
Фраза «это было бы очень смешно, если бы не было так грустно», несмотря на свою заезженность, лучше всего характеризует происходящее сейчас в западных СМИ – и истеблишменте в целом, отражением настроений в котором являются «журналистские», а по сути – пропагандистские публикации.
Русские избрали американцам президента, русские пытались вмешаться в выборы по всему миру, русские разжигают межрасовую рознь, русские то, русские это – действительно, сложно не вспомнить Геббельса: уровень демонизации России вполне сравним с тем, что и как писали про евреев в «Фолькишер беобахтер» и других немецких СМИ конца 30-х годов.
Реализм и знание истории говорят о том, что подобное нагнетание редко завершается само собой – и рано или поздно нынешняя пропагандистская артподготовка перейдет в реальные антироссийские действия, и это будут не беззубые санкции.
Но русские – это не евреи конца 30-х, не сербы середины 90-х, не иракцы начала нулевых и даже не современные северные корейцы или иранцы, для ядерной бомбардировки которых американское общественное мнение уже давно созрело. Возможностей для ответа у нашей страны куда больше, и до чего в итоге может дойти ситуация на планете – сказать сложно.
Единственное, что утешает в данной ситуации, – это полное отсутствие чувства меры у пропагандистов. Для того, чтобы поверить в подконтрольных Москве покемонов, надо обладать очень развитой фантазией.
Поэтому есть основания надеяться на оптимистичный вариант развития событий – рано или поздно и журналистам, и читателям надоест эта вакханалия и демонизация России уйдет в прошлое сама собой. Но это, еще раз повторим, крайне оптимистичный вариант.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ