Дело даже не в финансовой компенсации, а в самом факте – российский пилот не угрожал турецкой территории и турецким гражданам. Поэтому, отдавая приказ об атаке, турецкие власти не могли не понимать, что это будет воспринято как акт агрессии. И на что Анкара надеется теперь, говоря о желании восстановить нормальные отношения с Россией, но в то же время отвергая саму возможность извинений, понять довольно трудно.
В прошлом году Россия стала вторым по объему экспортером нефти и нефтепродуктов на территорию Турции
Накануне пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын в интервью телеканалу Haberturk TV в очередной раз сказал, что об извинениях и компенсациях даже речи идти не может. Власти Турции уже заявляли, что сожалеют о произошедшем, напомнил Калын. Он также прокомментировал поздравление, которое Эрдоган ранее направил президенту Владимиру Путину в День России. По словам представителя турецкого лидера, письмо было отправлено «согласно межгосударственной традиции» и не является чем-то большим, чем протокольный документ.
При этом Калын признал, что турецкий сектор туризма «страдает» из-за российских санкций. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, слово «страдает» в данном случае является слишком мягкой характеристикой ситуации. Более точным является термин «коллапс». Самый известный турецкий курорт Анталья переживает худший июнь за последние десятилетия в связи с резким сокращением турпотока из России и Германии – на 98% и 45% соответственно. По разным оценкам, потери Турции от сокращения турпотока могут составить от 8 до 12 млрд долларов, а около 80–100 тысяч человек станут безработными. «Мы сейчас находимся в положении, которое гораздо хуже, чем предполагал самый пессимистический сценарий развития событий», – полагает глава Торгово-промышленной палаты Антальи Давут Четин.
При этом о полной «блокаде» Турции речи не идет. Россия не собирается, подобно Евросоюзу, в ущерб себе отказываться от проектов, которые выгодны и полезны для нашей экономики. Не отвергает она и протокольное общение, следуя тем нормативам, которые предполагает ее членство в международных организациях. К примеру, глава МИД Турции наравне со своим украинским коллегой получили приглашения на заседание глав внешнеполитических ведомств Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), которое состоится в Сочи 1 июля.
Как пояснил замглавы МИД России Василий Небензи, «мы пригласили всех министров и ждем всех, включая и Турцию и Украину, но пока ответа нет. «Я думаю, что на этой неделе, максимум начале следующей, будет понятно (кто будет участвовать)», – добавил он. При этом, по словам российского представителя, формат совещания глав МИД не предполагает двухсторонних встреч, но «мы ни от кого не бегаем, не прячемся, со всеми разговариваем и открыты в этом смысле для любых разговоров».
Таким образом, формат российских санкций против Турции серьезно отличается от европейских антироссийских ограничений. От Анкары не требуется повлиять на происходящее в другой стране, никто не призывает «поставить турок на место». Москва готова к конструктивному взаимодействию. Но для этого необходимо выполнить принципиальное условие – извиниться за враждебные действия.
Однако для действующего турецкого руководства это может стать непосильной задачей, о чем свидетельствует и явно неадекватная реакция Анкары на признание Германией геноцида армян. Сама возможность констатации собственной неправоты является для Эрдогана и Ко пугающей настолько, что они готовы по-прежнему нести политические и экономические потери.
При этом, безусловно, говорить о тупике в российско-турецких отношениях нельзя – чему свидетельство и приглашение главы МИД Турции на совещание в Сочи, и продолжение сотрудничества в нефтегазовой сфере. По данным агентства IRNA, в прошлом году Россия стала вторым по объему экспортером нефти и нефтепродуктов на территорию Турции. Сохраняются в силе все газовые контракты, регулярно обсуждается возможность возобновления проекта по строительству газопровода в Грецию, причем как по болгарскому, так и по турецкому маршруту.
Но российских туристов, безвизового режима, экспорта продуктов питания, российских строек и многого другого турецкая экономика не увидит – вплоть до того момента, когда Эрдоган или другой турецкий лидер не признают очевидное: уничтожение российского самолета было неспровоцированным актом агрессии, который требует извинений. И это не обсуждается. Обсуждаемы вопросы о размере компенсаций и о сроках снятия санкций, но – после официальных извинений.
Главный вопрос – сколько времени уйдет у Анкары на осознание того, что извинения перед Россией вовсе не являются чем-то унизительным. Унизительно продолжать ассоциироваться с союзником ИГИЛ. Никто не подвергает сомнению право Турции на защиту своего воздушного пространства, но что если бы, например, Греция относилась к аналогичному вопросу более принципиально, чем сейчас? Напомним, что, по данным Афин, в прошлом году Турция нарушила воздушное пространство Греции 2244 раза. Если взять предыдущие годы, то статистика выглядит следующим образом: в 2013 году – 636, а в 2012-м – 646, в 2011-м – 962, в 2010-м – 1239, в 2009-м – 1678, в 2008-м – 1288. При этом ни одного самолета в греческом воздушном пространстве Турция, как известно, не потеряла. А российский самолет был сбит, напомним, над территорией Сирии.
По оценкам агентства Bloomberg, из-за санкций России Турция попала в «долговую яму»: ситуация в ее банковской сфере продолжает ухудшаться. Количество невозвратных кредитов выросло до 3,18%, и это самый высокий показатель за последние пять лет. Никаких предпосылок для изменения этой тенденции нет.
Россия же, повторимся, открыта к переговорам. Но есть одно принципиальное условие.