В четверг на территории Украины был задержан российский военнослужащий. Во всяком случае, о таком факте сообщили украинские СМИ, называющие имя арестованного – Владимир Рошка. Утверждается, что российский гражданин ехал из Крыма к своей семье в Николаевскую область.
Он же не выполнял военное задание, когда поехал к семье
При пересечении границы Владимир был арестован «за нарушение присяги Украине», так как после воссоединения Крыма с Россией перешел на службу в Вооруженные силы РФ, передает ТАСС со ссылкой на украинские источники. Теперь ему, якобы в соответствии с украинским законодательством, грозит от двух до пяти лет заключения «за дезертирство».
Сообщается, что арест военнослужащего был произведен в «городе Джанкое при пересечении границы». Это утверждение выглядит весьма странно, учитывая, что Джанкой – крымский, то есть российский город, от которого до границы с Украиной порядка 35 км. Тот факт, что этот человек является гражданином России, подчиняется российскому законодательству и, соответственно, фактом приезда на Украину не нарушал его, украинские СМИ «не замечают».
Выкуп – 24 тысячи гривен
Как утверждает украинская «Телевизионная служба новостей» (ТСН), сейчас россиянина содержат в СИЗО, за освобождение назначен залог в 24 тысячи гривен (60 тысяч рублей).
Мать задержанного, Людмила Рошка, сообщила украинским журналистам, что до воссоединения Крыма с Россией ее сын служил по контракту в украинской армии, в воинской части, дислоцированной в селе Перевальное, между Симферополем и Алуштой. Здесь базировалась отдельная 84-я механизированная бригада 32-го армейского корпуса ВСУ. После событий «крымской весны» молодой человек, дослужившийся к тому времени до сержанта, принес присягу России. По словам матери задержанного, через некоторое время ее сын уволился из армии, ездил на заработки по России, а около месяца назад сообщил о планируемом возвращении на Украину.
Согласно сообщению ТСН, при себе у задержанного была некоторая сумма денег, которую он заработал в России, на границе ее конфисковали.
Напомним, что, по официальным данным, после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией более 16 тысяч украинских военнослужащих присягнули РФ. На Украине против этих бывших военнослужащих ВСУ было возбуждено 5,9 тыс. уголовных дел – военным инкриминируют «дезертирство, неподчинение командованию и самовольное оставление службы».
Добавим, что в феврале Антон Геращенко, советник министра внутренних дел Украины Арсена Авакова, сообщил, что некие «патриоты, оставшиеся в Севастополе и имеющие доступ к базам данных кадров Черноморского флота РФ», передали Киеву данные шести тысяч моряков, перешедших на сторону России.
В случае с задержанием российского сержанта официальных подтверждений произошедшего пока не представила ни украинская, ни российская сторона. Однако местные СМИ уже тиражируют информацию в духе заявлений о «возмездии, которое постигло предателя».
Если информация подтвердится, то этот случай станет первым фактом задержания гражданина России за «дезертирство» из украинской армии.
«Вопиющее нарушение прав человека»
«Вне всяких сомнений, это вопиющий случай. Каждый человек волен выбирать любое гражданство, которое хочет, – заявил газете ВЗГЛЯД профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. – Сегодня на практике часто встречается такая юридическая процедура, как натурализация. То есть огромное количество людей добровольно меняют свое гражданство. В этом нет ничего плохого и тем более незаконного. С точки зрения международного права предъявлять обвинение после того, как произошла смена гражданства, не совсем корректно».
По мнению юриста, российскому военнослужащему можно было бы предъявить обвинение, если бы он был гражданином Украины, но сейчас он уже гражданин России и не нарушал российского законодательства.
«Не значит, что он лишен защиты России»
С другой стороны, собеседник отмечает, что данный случай можно рассматривать как коллизию национальных законодательств. «Для разрешения подобных случаев государствами была подписана международная конвенция в Гааге. Но это было сделано давно, в 1930-е годы, тогда еще Украина не существовала в качестве суверенного государства. Суть этой конвенции заключается в том, что государства признают гражданства друг друга только в том случае, если это не нарушает международное право и обычаи. В этом смысле это вопрос интерпретации», – отмечает Лабин.
Юрист отмечает: любое государство – Германия, Израиль или любое другое – будет преследовать человека, если на момент, когда было совершено преступление, он был гражданином этой страны. С этой точки зрения сроки, по которым можно преследовать человека, устанавливаются национальным законодательством. Власти Украины руководствуются собственным законодательством и пытаются преследовать человека. Но это не значит, что он лишен защиты со стороны российских властей, отмечает юрист-международник.
Важно отметить, считает эксперт, что гражданин России поехал на Украину в качестве гражданского лица и в этом плане обладает теми же правами, какими обладают простые граждане. «Он же не выполнял военное задание, когда поехал к семье», – говорит Лапин.
«Аптечное дело» для дипломатов
Юристы-международники все же склоняются к тому, что только российским дипломатам под силу разрешить данную юридическую коллизию и защитить права гражданина России.
«Подобная ситуация могла бы быть легитимна, если бы он имел паспорт Украины и нарушил бы украинское законодательство. Тогда – нет вопросов. А так – это вопиющий факт нарушения прав человека. Посольские и консульские службы России на территории Украины должны подключиться к решению судьбы данного гражданина. Здесь необходима работа по дипломатическим каналам», – уверен профессор Лабин.
«Получается, – резюмирует Лабин, – иностранному гражданину предъявляют претензии, которые не являются нарушением законодательства, которому он подчиняется».
По мнению заслуженного юриста РФ Марины Филимоновой, Москве следует подключить для решения этой проблемы ОБСЕ. «Конечно, они (украинцы – прим. ВЗГЛЯД) самоуправничают. Но они могут выдвинуть любые национальные законы. Киев трактует границу с Крымом так, как хочет. Мы признаем Крым как свою территорию, а они – как свою, поэтому получается коллизия права. В этом смысле он поступил неправильно, что поехал на Украину, не имея страховки».
«Если у него был заграничный паспорт Российской Федерации, то его не имеют права задерживать. Здесь нужно считать сроки, когда он получил паспорт России, когда покинул армию Украины и так далее. Россия должна защищать своих граждан. Для этого у нас есть дипломатические и консульские службы, они и должны подключиться и решить это дело. Это очень тонкое дело», – заявила газете ВЗГЛЯД участник программы защиты прав человека ООН, профессор РГГУ Марина Филимонова.