Сколько именно проживет свежеизбранный парламент, предсказать невозможно. Формально Рада избирается на пять лет – но нынешние выборы были досрочными: предыдущий созыв проработал всего два года. Правда, за это время Рада успела взять власть – отстранив в феврале от должности президента Януковича. Новый президент, избранный в конце мая Петр Порошенко, захотел расширить свою поддержку в парламенте – все-таки Украина парламентско-президентская республика, и без надежной парламентской опоры президент мало что может сделать.
Поводов для обвинения как Рады, так и Порошенко в предательстве будет в ближайшие месяцы немало – причем даже в том случае, если не начнется новая фаза боевых действий
Тем более в условиях развала государства – а именно этот процесс и запустил февральский переворот-революция и взятый после него курс на Запад. Ушел Крым, лишь приостановлена война в Донбассе, экономика на всех парах движется к краху, связи с Россией разорваны. Чтобы хотя бы попытаться приостановить развал государства, нужна сильная, консолидированная власть.
Конечно, даже такая власть, если она будет продолжать проатлантическую и антироссийскую политику, пытаться силой задавить недовольство Юго-Востока, не сможет сохранить разношерстную Украину. Но по крайней мере у сильной власти всегда была бы возможность попытаться изменить курс, чтобы хотя бы попытаться провести реальную федерализацию, освободиться от американской опеки и начать примирение с Россией. У слабой власти на это нет даже шанса – она обречена на традиционное для украинской политики лавирование между различными силами, которое будет еще больше ослаблять Украину. В нынешних условиях, когда Украина попала по сути под внешнее управление, раздрай внутри власти лишает страну даже надежды на выздоровление.
Именно такую конструкцию и получила незалежная по итогам выборов 26 октября. На Украине выбрали похоронную команду – такой парламент с таким президентом способны лишь ускорить процесс разрушения государственности.
В Раду по спискам прошли, преодолев пятипроцентный барьер, шесть партий – в ней не будет ни коммунистов, ни «Правого сектора*», ни «Свободы» Тягнибока. И хотя «Блок Петра Порошенко» набрал 22% по спискам, а с учетом выборов по одномандатным округам станет крупнейшей фракцией, ни о каком большинстве нет и речи, из 427 мест в Раде у Порошенко будет около 130.
Ставший вторым «Народный фронт» Яценюка – Турчинова, получивший те же 22%, не может похвастаться большим количеством одномандатников – так что у него будет всего 80 мест.
Третье место совершенно неожиданно заняла «Самопомощь» – блок, во главе которого стоят мэр Львова Андрей Садовый и командир батальона «Донбасс» Семенченко. У нее будет 31 место.
Казалось бы, ничего сложного для Петра Порошенко – Яценюк и так был премьером, Садовый однозначно за западную ориентацию, так что нужно лишь образовать коалицию (все вместе набирают 240 голосов), и вперед, «за европейским выбором».
Действительно, переговоры о создании коалиции уже начались, и к ним подключили даже «Батькивщину» Тимошенко, набравшую всего 5% (18 депутатов). Впрочем, Тимошенко (ее партия, кстати, единственная из тех, кто был представлен и в прошлой Раде – все остальные или новички, или просто сменили название), скорее всего, сама откажется входить в коалицию – зачем ей разделять ответственность за предстоящий холод и коллапс?
Но если Тимошенко еще предстоит определиться, то уже точно оппозицией станут те, кого не позвали на консультации – «Оппозиционный блок» (созданный из осколков Партии регионов) и Радикальная партия Олега Ляшко. Но ОП получил почти 10% (31 место), а радикалы – чуть больше 7% (21 мандат), и их голоса и так ни на что не влияют.
Их не хватит даже для того, чтобы помешать полноценной законотворческой деятельности (например, для правки Конституции) правящей коалиции, для которой той нужно будет собрать 300 голосов – недостающее Порошенко с Яценюком всегда смогут добрать из сотни с лишним беспартийных или представителей других партий, которые прошли в Раду (к тому же многих из них сейчас будут заманивать в свои фракции и президент, и премьер).
Таким образом, всего две из четырех партий можно назвать оппозиционными – причем лишь одна из них («Оппозиционный блок») против ускоренной евроинтеграции, то есть основного постулата киевской власти. Разве это не полный успех прозападных сил и не укрепление власти тандема Порошенко – Яценюк? Но в том-то и состоит украинский парадокс – коалиционное правящее большинство даже при отсутствии в парламенте сильной оппозиции не делает его работоспособным. В необходимости бесконечного поиска голосов, продажности как фракций, так и отдельных депутатов и кроется одна из трех главных причин неработоспособности новой Рады.
Причина первая – шаткость коалиций.
О том, что такое коалиции в украинском парламенте, о том, как они разваливались и складывались, написано и сказано уже столько, что даже не погруженному в мир украинского политикума человеку ясно, что строить какие-либо серьезные расчеты на их основе нельзя.
Сейчас Порошенко и Яценюк союзники – через два месяца, когда экономический кризис углубится, они станут врагами. Сейчас проевропейский Порошенко и проамериканский Яценюк вместе по вопросу Донбасса (то есть молча признают его уход), но завтра «Народный фронт» потребует навести порядок в отделившемся регионе, и прощай коалиция. Сейчас Коломойский заинтересован в поддержке правительства Яценюка, а завтра он будет играть на обострение.#{ussr}
Можно приводить десятки подобных примеров «тонких мест» – многие из которых станут реальностью в ближайшие месяцы. В стабилизации ситуации по большому счету заинтересован один Порошенко (причем совершенно неважно, какими именно мотивами он при этом руководствуется) – но он не в силах сделать это не то что в масштабах страны, но и хотя бы в рамках Рады.
Причина вторая – недовольство националистического меньшинства. Как представленные в парламенте радикалы, так и не представленные будут раскачивать политическую лодку. Партия Тягнибока не прошла в Раду, не добрав всего доли процента – но в парламенте будет и партия Ляшко, и несколько человек из «Правого сектора» во главе с Ярошем. Все радикалы хотят довести до конца «революцию Майдана» – ведь на самом деле никакого обновления политического класса не произошло. Неважно, что многие из радикалов по сути сами являются марионетками олигархов – в душе каждого из них живет надежда оторваться, дорвавшись до высшей власти.
Поводов для обвинения как Рады, так и Порошенко в предательстве будет в ближайшие месяцы немало – причем даже в том случае, если не начнется новая фаза боевых действий. Продались Путину, сдают Донбасс, гробят экономику, обслуживают олигархов, не проводят люстрацию, заморозили наших детей – под любым из этих лозунгов людей можно будет повести на штурм Рады.
А в случае, если возобновится полномаштабная война с Новороссией, популярность радикального меньшинства начнет стремительно расти – и вся так называемая партия мира окажется перед простым выбором: перейти на радикальные позиции или ждать разгона «предательской Рады».
Причина третья – регионализация, то есть распад Украины. За нее выступают представители как Запада, так и Востока страны. Даже мэр Львова, глава прозападной «Самопомощи» говорит о том, что его полномочия как главы местного самоуправления за последний год сократились вдвое – то есть западные регионы хотят получить больше полномочий. «Оппозиционный блок» еще более открыто будет выступать за федерализацию – понятно, что это не сделает его союзником «Самопомощи», но саму тенденцию обозначит.
Порошенко, с одной стороны, обещал отдать полномочия в регионы (ни в коем случае не называя это федерализацией), но делать это в условиях сжимания бюджета и углубляющегося экономического кризиса самоубийственно для Киева. Олигархи и региональные элиты и так за последние месяцы очень серьезно обособили свои вотчины от центра – и если продолжить этот процесс, то на следующем витке кризиса Киев останется без ресурсов для удержания единства страны. Точнее, единственным источником его доходов станет западная помощь – но ее масштабы настолько малы, что не окажут никакого серьезного влияния на процесс распада.
Даже само голосование на выборах в Раду показало все различие не только в политических предпочтениях жителей разных регионов Украины, но и в отношении их к будущему собственной страны. Похоже, что многие просто не верят в сохранение незалежной. В первую очередь это показывает низкая явка – причем не во всей стране, а именно там, где недовольны пришедшими к власти прозападными и антироссийскими силами. Грубо говоря, Восток проигнорировал выборы – во Львове явка вдвое больше, чем в Одессе.
При этом те, кто все-таки пришел голосовать на Юго-Востоке, чаще голосовали за «Оппозиционный блок» – в Харьковской области у него 33%, а в Днепропетровской – 25%. Различие в голосовании между Юго-Востоком и остальными регионами было и раньше, но никогда оно не накладывалось на столь сильное различие в явке и подмороженную гражданскую войну. И уж тем более на игнорирование интересов Юго-Востока – а именно это и будет происходить что в Раде, что в целом в политике киевской власти.
Судьба Украины, за которую идет битва между Россией и Западом, будет решаться не в зале заседаний Рады – но то, что новый парламент будет радикальней прежнего, и то, что в нем плохо представлены интересы Юго-Востока, конечно же, лишь умножит проблемы страны.
Рада будет и нервировать, и радикализировать Порошенко – и украинский президент, и так крайне зависимый от внешних сил, будет еще чаще лавировать, угождать и ошибаться. Они будут пытаться сосуществовать – до того момента, пока это не надоест президенту или парламенту. Но нет смысла предсказывать, кто из них кого разгонит – Порошенко Раду или Рада Порошенко. Потому что и Рада, и Порошенко могут вместе пасть под ударами стихии – будь то радикалы, генерал Мороз или военное поражение. Стихии русской истории.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ