Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, накануне правительство Николая Азарова отказалось подписывать уже готовое было соглашение об ассоциации Украины с ЕС и призвало Москву и Брюссель к трехсторонним переговорам. А Верховная рада отказалась принять три последних законопроекта, которые являлись ключами от европейских дверей.
Несмотря на это, на встрече со своим австрийским коллегой Хайнцем Фишером Виктор Янукович накануне подтвердил, что не отказывается от евроинтеграции и готов расширять сотрудничество с Евросоюзом.
Поздним вечером на Майдане Независимости начался митинг в знак протеста против решения правительства. Выступающие «за европейское будущее» общественные деятели с помощью соцсетей договорились собраться на Майдане в 22.00. С 300 человек, несмотря на дождь, к трем часам ночи митинг разросся до трех тысяч участников.
После полуночи «евромайдан» начал обустраиваться. Начался сбор еды, бутерброды, чай... Из дружеской атмосфера стала превращаться в праздничную. Появились новые кричалки: «Вместе и до конца!», «Украина – это Европа!». Всю ночь в перерывах между выступлениями и речовками народ пел песни, танцевал, чтобы согреться. «Беркута» было много, но он не мешал. В пятницу днем бессрочная акция продолжилась. А на «евромайданы» начали выходить по всей стране. На Западной Украине – больше, на Восточной – меньше.
О том, как сложатся теперь отношения Киева с Москвой и Брюсселем, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал Олег Рыбачук, бывший вице-премьер по вопросам европейской интеграции в правительстве Юлии Тимошенко.
ВЗГЛЯД: Олег Борисович, какое развитие ситуации вы предполагаете? Ждет ли Украину очередная революция?
Олег Рыбачук: Революции не будет. Посмотрите, там, на Майдане, всего несколько сотен протестующих и в пять раз превышающее их количество спецназовцев. Азарова не вынесут на вилах. Он тут вообще ничего не решает. Все решает Янукович. В четверг он подписал себе как кандидату в президенты Украины на выборах-2015 приговор. Прихлопнул себя гранитной плитой. На ней выбита дата его политической смерти – 21 ноября 2013 года. Сейчас мы наблюдаем похоронную церемонию кандидата в президенты Украины Виктора Федоровича Януковича. У нас в следующем году стартует президентская кампания. Он ее уже проиграл.
ВЗГЛЯД: Значит, людям нет никакого смысла мокнуть под дождем? Ассоциация с Европейским союзом подписана все равно не будет?
О. Р.: Ассоциация с Януковичем точно не будет подписана. Но он сумел зажечь в людях ту искру, которую не смогли зажечь оппозиционеры. Новый Майдан может стать движущей силой, которая кардинально изменит страну. Я был сегодня ночью на Майдане. Это не Майдан политиков!
Уже многие на Украине понимают: если Майдан наберет силу – его попытаются разогнать. Впрочем, власть не знает, что ей делать. Милиции навезли, но никого не трогали. Боялись, перезванивались, консультировались. Значит, сценарии противодействия следует вырабатывать уже сейчас, пока они сидят в шоке и не знают, что со всем этим делать.
Люди не напрасно мокнут под дождем. Да, сейчас ничего не изменить. Но Украина показывает, сколько у нас людей, которые реально поддерживают европейский вектор интеграции. Чтобы потом коммунисты и друзья Путина типа Виктора Медведчука не рассказывали сказок о том, что тут все хотят обратно в СССР.
ВЗГЛЯД: Насколько вероятно, что в ближайшем будущем Украина присоединится к Таможенному союзу?
О. Р.: В Таможенный союз может вступить Янукович, но не Украина.
ВЗГЛЯД: Янукович, судя по словам президента Литвы, пожаловался ей: он сделал такой выбор, потому что его шантажировала Россия, потому что украинская экономика не выдержала бы «перерезания пуповины»...
О. Р.: Россия – это не пуповина, это глист, который высасывает из Украины все соки. То, что предлагает Россия Украине... Это все равно что предлагать наркоману дешевые наркотики. Дешевых наркотиков не бывает! И вообще, удивительно то, как, будучи в таких отношениях с руководством России, как сейчас, Янукович решился отказаться от ассоциации!
ВЗГЛЯД: И чем же вы это можете пояснить?
О. Р.: Я всегда считал их более умными, умеющими просчитывать все ходы... Да чего там! Янукович стал самым большим врагом России, в сравнении со всеми предыдущими президентами. Ющенко был им чужд, а Януковича они воспринимали как своего. И, по их пониманию, он «должен был сделать все». Не захотел, не смог, заставили. Как будут дальше развиваться такие отношения, представить несложно.
Сегодня очень большое количество активных граждан не поддерживают ни власть, ни оппозицию, и количество этих людей возрастает. Придут другие силы – с другим пониманием политической конкуренции. С опорой на общественное мнение. И когда изменится эта ситуация, у нас будут очень искренние отношения с ЕС.
ВЗГЛЯД: После «оранжевой революции» на вас, вице-премьера по вопросам евроинтеграции, возлагали надежды, которые не оправдались. Какие у вас ощущения от того, что ничего с ЕС не вышло и у ваших оппонентов?
О. Р.: Да не занимался я тогда никакой евроинтеграцией! А пытался наладить отношения между президентом и премьером. Европе Украина была не нужна! Сейчас все изменилось. Другая Европа. Другая Украина.