США устно уведомили Россию о своем решении выйти из совместной рабочей группы по гражданскому обществу. Об этом в понедельник заявил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.
Может быть, они сочли, что этого доклада достаточно, чтобы нашу позицию понять
«Нам сказали американские представители, что они приняли решение прекратить деятельность этой рабочей группы. Сначала мы об этом узнали из публичных комментариев, но официально нам это передали не на бумаге, на словах официального представителя Госдепартамента», – заявил министр, отвечая на вопросы журналистов по итогам переговоров со своим бельгийским коллегой Дидье Рейндерсом.
Известие о решении Вашингтона прекратить деятельность этой группы пришло в минувшую пятницу.
«Мы решили выйти из группы в свете недавних шагов российского правительства, которое ввело серьезные ограничения в отношении гражданского общества. Рабочая группа просто не работала. Но мы продолжим говорить о правах человека, проблемах гражданского общества с российскими властями на всех уровнях», – прокомментировала этот шаг официальный представитель Госдепартамента США Виктория Нуланд.
В Москве, впрочем, дали понять, что большой беды в этом не видят. Как напомнил Лавров, группа в свое время создавалась именно по инициативе Вашингтона. «Мы эту инициативу поддержали, считая полезным такой канал диалога. Это был прямой канал диалога между администрациями в Вашингтоне и Москве. Если сейчас у американцев интерес к такому прямому каналу отпал, это их выбор. Мы тут поделать ничего не можем, не можем их заставить сохранить эту группу, если они в ней больше не нуждаются», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
При этом министр назвал свою версию причин произошедшего. По его мнению, на такой шаг Вашингтон мог пойти в ответ на обнародованный в прошлом году Россией собственный доклад о положении дел с правами человека в самих США. «Может быть, они сочли, что этого доклада достаточно, чтобы нашу позицию понять. Не знаю, больше ничего вам сказать не могу», – добавил глава российского внешнеполитического ведомства.
Напомним, в документе, подготовленном в МИДе и обнародованном в октябре прошлого года, отмечалось, что ситуация с соблюдением прав человека в США вызывает серьезную озабоченность Москвы. В нем, в частности, говорилось о том, что в Штатах остро стоит проблема дискриминации по расовому и религиозному признаку, практикуется бессрочное содержание в тюрьмах без предъявления обвинений, применяются пытки, правосудие предвзято, ограничиваются избирательные права и нарушаются права детей.
«Такое положение дел резко контрастирует с претензиями США на роль глобального лидера в деле защиты демократических ценностей, демонстрирует активное применение американскими властями двойных стандартов и требует принятия действенных мер по решению имеющихся масштабных проблем в гуманитарно-правочеловеческой сфере в соответствии с международными обязательствами США», – отмечалось в документе.
Нарушение прав детей вынудило Россию в конце прошлого года запретить американским семьям усыновлять российских сирот. На это в интервью телеканалу CNN обратил внимание и премьер-министр Дмитрий Медведев. «Закон Димы Яковлева, вне всякого сомнения, принимался на эмоциональной волне, связанной с соответствующими решениями американского Конгресса, но ни юридически, ни фактически он не связан с «законом Магнитского». Так называемый закон Димы Яковлева – это действительно закон, который выражает обеспокоенность российского парламента, российской Государственной думы, российского Совета Федерации судьбой наших детей», – отметил он.
Между тем эксперты, комментируя ранее выход США из группы, не исключили, что это решение под занавес своей карьеры госсекретаря могла лично инициировать Хиллари Клинтон. «Я думаю, что это последний плевок Хиллари Клинтон в сторону России. Она демонстрировала все эти годы, что хочет подорвать стремление Барака Обамы улучшать отношения с Россией», – отмечал в разговоре с газетой ВЗГЛЯД проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков.
Такое же мнение озвучил член ОП Иосиф Дискин. «Судя по тому, что Клинтон сильно критиковали в Сенате, она решила напоследок хлопнуть дверью. С моей точки зрения, роспуск комиссии – негативный шаг. Ее можно было развивать. А так – придется создавать заново», – пояснил он в интервью газете ВЗГЛЯД.