Отношения России и США в настоящий момент находятся не в лучшей форме. Такое мнение высказал в среду глава российского МИДа Сергей Лавров, подводя внешнеполитические итоги прошедшего года.
«Хотели наказать Россию»
Данная ситуация была очень цинично использована для того, чтобы «наказать» Россию
«Мы будем последовательно отводить попытки вмешиваться в наши внутренние дела», – заявил министр, комментируя последние недружественные шаги Вашингтона в отношении Москвы.
В частности, Лавров припомнил США принятие так называемого закона Магнитского, заявив, что американские законодатели по сути «цинично использовали» трагедию, связанную со смертью аудитора британского фонда «Эрмитаж Кэпитал Менеджмент».
«Данная ситуация была очень цинично использована для того, чтобы «наказать» Россию. Нельзя оставлять подобные вещи без ответа», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Принятый же «закон Димы Яковлева», вводящий запрет на усыновление российских сирот со стороны американских семей, по мнению министра, отражает оценку Россией ситуации с усыновлением детей в США в целом. «Закон Димы Яковлева», который стал вынужденной мерой, он, в общем-то, отражает нашу оценку с положением дел в целом с системой усыновления в США», – сказал Лавров, пояснив, что даже американские усыновители детей-граждан США не всегда «ведут себя подобающим образом».
Прокомментировал министр и недавнюю историю вокруг «коллекции Шнеерсона». По его словам, решение американского суда наложить на Россию штраф не добавляет «позитива в отношения».
При этом глава МИДа не исключил, что Москва может сама подать на американских хасидов в суд. «Решение суда было возмутительным, не имеющим ничего общего с правосудием. Хасиды, кстати, еще больше 10 лет назад получили от нас в порядке доброй воли несколько книг из этой библиотеки во временное пользование, на пару месяцев. Но до сих пор не вернули. Это тоже надо сделать предметом судебного разбирательства», – цитирует министра РИА «Новости».
Лавров также высказал мнение, что перезагрузка в отношениях двух стран не может длиться вечно. «Если это компьютерный термин, то всем должно быть понятно, что вечная перезагрузка – это сбой в системе, она зависла. Мы, несмотря ни на что, конечно же, будем и дальше отвечать на недружественные шаги, но в корне нашей позиции лежит готовность к дальнейшему развитию российско-американских связей по всем направлениям. Мы последовательно выступаем за то, чтобы, несмотря на возникающие проблемы и сложности, отношения продолжали двигаться вперед по тем направлениям, где у нас совпадающие интересы, а по тем, где есть несогласия, мы можем искать какие-то способы все-таки не допускать того, чтобы эти проблемы накаляли всю атмосферу и не позволяли нам сотрудничать», – подытожил министр.
Стабилизирующий фактор
Касаясь международных проблем, министр пояснил, что делают российские военные корабли вблизи берегов Сирии. «Мы не заинтересованы в том, чтобы регион Средиземноморья дестабилизировался еще больше, и присутствие нашего флота там является безусловным фактором стабилизации», – отметил он.
При этом глава МИДа добавил, что Россия пока не эвакуирует из страны своих граждан. «Планы (эвакуации) есть, как и для любой страны, но ни о каком задействовании речи не идет, оценка текущей обстановки в Сирии этого не требует», – пояснил он.
Комментируя ситуацию в целом, Лавров отметил, что сирийская оппозиция не намерена отказываться от вооруженной борьбы. «Национальная сирийская коалиция заявила, что ее целью является свержение режима (президента Башара) Асада и его институтов, что прямо противоречит женевским договоренностям, где прямо подчеркивается, что государственные институты надо сохранить и не повторять ошибки, допущенные другими странами», – сказал министр.
В то же время Лавров отметил, что для России приоритетом в регионе является стабилизация обстановки. «У других внешних игроков, видимо, приоритеты иные. Мы об этом с ними честно разговариваем, они вроде бы на словах все понимают, понимают и ту угрозу, которую несет в себе перспектива развала сирийского государства, но когда они выходят на публичное пространство, они излагают несколько иные, отличающиеся от того, что они нам говорят в частном порядке, вещи», – пояснил министр.
«Нет никакого желания»
Касаясь других вопросов, министр сообщил, что Россия окончательно закрыла для себя тему Габалинской РЛС. «Москва была готова договариваться, но наши азербайджанские друзья решили в цене не уступать. Сейчас идут мероприятия по закрытию этой станции, которые будут продолжаться еще несколько месяцев. Азербайджанские коллеги об этом знают», – напомнил он.
Он также рассказал, что Москва и Варшава прорабатывают схемы возврата Польше обломков самолета Ту-154, при крушении которого в 2010 году погиб польский президент Лех Качиньский. Но напомнил, что до передачи дела в суд вещественные доказательства не могут быть отданы. «Я рассчитываю, что в самое ближайшее время мы получим какие-то новости (в отношении расследования авиакатастрофы под Смоленском Ту-154)... в настоящее время обсуждаются логистические схемы возврата обломков самолета польской стороне», – пояснил министр.
По его словам, у России нет «никакого желания создавать какие-то проблемы для польского руководства, для семей погибших, для российско-польских отношений». «Но это очень серьезное уголовное дело... и по нашим правилам, пока дело не передано в суд, вещественные доказательства должны быть в распоряжении следователей», – пояснил Лавров.
Министр также сообщил, что тело россиянина Александра Долматова, покончившего с собой в Амстердаме, может быть отправлено из Нидерландов в Россию в течение полутора недель. «Наши дипломаты находятся в постоянном контакте с властями Нидерландов, и нас заверяют, что компетентные органы и службы этой страны делают все необходимое, чтобы разобраться в причинах этой трагедии. Вчера я разговаривал с послом Нидерландов, который меня заверил, что этому делу уделяется повышенное внимание и что оно является приоритетным», – пояснил он.