Правительство готовит законопроект по новому порядку регистрации политических партий. Как передает «Интерфакс», об этом в среду на заседании Госдумы в рамках обсуждения поправок в закон «О политических партиях» рассказал замминистра юстиции Дмитрий Костенников. «В правительстве готовится законопроект, который в корне, возможно, поменяет действующую систему регистрации партий и контроля за их деятельностью», – заявил Костенников.
Таких либеральных норм не существует ни в одной стране мира, и минимальные критерии все-таки должны быть
Чиновник не исключил, что Минюст вообще перестанет иметь отношение к этому процессу. При этом замминистра не раскрыл суть возможных изменений.
Напомним, в июне глава Минюста Александр Коновалов в интервью журналу «Профиль» высказался за переход «к уведомительному порядку создания некоммерческих организаций» (под это определение попадают политические партии). Он уверен, что «реагировать следует на конкретные нарушения закона в их деятельности, а не на их гипотетическую возможность».
Глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев сообщил газете ВЗГЛЯД, что окончательного решения о том, какие это могут быть поправки, не принято, но один из вариантов предусматривает возможность изменения нынешнего механизма регистрации партий на уведомительный порядок.
«Сейчас существует разрешительный порядок, пока Минюст не примет решение и не даст соответствующий документ. До этого момента партия юридически не существует. При уведомительном характере юридическое значение будет иметь проведение съезда и конференций по созданию партии. Партия просто уведомляет Минюст о том, что она тогда-то была создана», – пояснил Соловьев, добавив, что для регистрации КПРФ собиралось несколько миллионов различных бумаг.
Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин считает, что в корне менять процедуру регистрации партий и делать ее уведомительной не стоит. «Имеет смысл серьезно упростить механизм регистрации партий, снизить число необходимых членов», – сказал Салин газете ВЗГЛЯД.
Согласно закону «О политических партиях», с 1 января 2010 года минимальный порог численности партий составляет 45 тыс. Минимальная численность регионального отделения составляет 450 членов. Региональные структуры должны быть образованы более чем в половине субъектов Федерации. С 1 января 2012 года минимальная численность партий, необходимая для их регистрации, будет сокращена до 40 тыс. членов, а региональных отделений – до 400 человек.
Политолог напомнил, что существующие сейчас двойные ограничения касаются регистрации партии и регистрации избирательных списков. Они вводились для того, чтобы «не было Партии любителей пива и в политику не шли аферисты». «Если сейчас кто-то идет в политику, то с серьезными намерениями, а не чтобы заявить о себе. Поскольку у нас двойной барьер, имеет смысл один барьер убрать, а второй – регистрацию списков – оставить на нынешнем уровне. Это позволит более оперативно реагировать на деятельность партийных региональных отделений. Саму процедуру регистрации партий тоже можно упростить, но доводить процедуру до уведомительного порядка без фактически какой-либо организационной работы, которая будет заверена государством, – это нонсенс. Таких либеральных норм не существует ни в одной стране мира, и минимальные критерии все-таки должны быть», – считает Салин. Отметим, что в среду Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект по усилению контроля за региональными отделениями партий. «Речь идет прежде всего об усилении внимания общества к партийному строительству в регионах, которое в последнее время все больше выходит на передний план», – сказал первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов.
По его словам, время «диванных» партий «безвозвратно прошло» и законопроект «прямо обязывает региональные отделения» предоставлять информацию о своей численности, структурных подразделениях, «не наделенных правами юридического лица, но обладающих правом принимать участие в выборах и референдумах, и другую подобную информацию в территориальные органы Министерства юстиции РФ».
Однако Дмитрий Костенников назвал законопроект «техническим». Он должен устранить противоречия и неточности в законе «О политических партиях» (изменения вносятся в 16-ю и 17-ю статьи) на практике. Законопроект, по его словам, определяет порядок и сроки направления Минюстом в Федеральную налоговую службу сведений о партии, ее отделениях или структурных подразделениях, когда эти сведения меняются.
Таким образом, при регистрации новой партии она подает в Минюст свои учредительные документы в трех экземплярах. Сейчас устав партии подается в Минюст в двух экземплярах, а для других документов, подаваемых для регистрации партии, количество экземпляров не оговорено. Поправка «о трех экземплярах» приводит закон о политпартиях в соответствие с аналогичными требованиями законов «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», говорится в сопроводительных документах.
Председатель профильного комитета палаты по общественным объединениям и религиозным организациям Сергей Попов сообщил, что три копии нужны, потому что «один экземпляр должен остаться в Минюсте, второй идет в налоговую, а третий, проштампованный, возвращается партии».
Также законопроект пополняет перечень документов для регистрации партии. Сейчас для этого требуется копия решения съезда партии о создании региональных отделений, копия документа о госрегистрации, копии устава и программы, копия протокола конференции регионального отделения, квитанция об уплате госпошлины, сведения об адресе руководящего органа регионального отделения партии, а также список членов этого регионального отделения. Законопроект предлагает установить, что для регистрации регионального отделения в обязательном порядке должно быть написано еще и соответствующее заявление от имени партии.