Например, конфискация предусмотрена в тех случаях, если имущество, деньги и драгоценности преступника были получены им в результате убийства, торговли людьми, сбыта оружия. Однако посредники, получившие свою долю за легализацию таких денег, до сих пор своего имущества не лишались.
Подобная статья должна касаться только денег, незаконно полученных чиновниками с использованием служебного положения
«Легализация имущества совершается не только в целях придания видимости законности полученного имущества, – отмечается в пояснительной записке, – но и в целях получения выгоды (вознаграждения) за совершение лицом действий по легализации имущества. Кроме того, в процессе легализации может быть получен дополнительный доход от использования легализованного имущества в предпринимательской или иной экономической деятельности».
Статистика МВД России говорит о том, что количество преступлений, связанных с легализацией доходов, растет. Если в 2006 году правоохранительными органами было выявлено 8 тыс. подобных преступлений, то в 2007 году – более 9 тыс. преступлений, в 2008 году – около 8,5 тыс. В 2009 году тенденция роста преступлений сохраняется. Так, за период с января по июнь 2009 года выявлено около 7 тыс. преступлений. Рост преступлений за данный период в 2009 году по сравнению с тем же периодом в 2008 году составляет 11%.
Мера, предлагаемая правительством, рекомендована и рядом международных договоров в сфере борьбы с коррупцией, например Конвенцией Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенцией ООН против коррупции, которые наши страна подписала и ратифицировала. Таким образом, Россия приводит свое право в соответствие с требованиями этих конвенций.
Впрочем, директор департамента по административной реформе Центра стратегических разработок Владимир Южаков считает такую меру, как конфискация, действительно нужной, но касаться она должна, по его мнению, только коррупционных преступлений.
«На мой взгляд, формулировка «доходы, полученные преступным путем», – слишком широкая, – сказал Южаков газете ВЗГЛЯД. – Она создает возможности для расширенного толкования. Получается, что любой гражданин, вступивший в конфликт с Уголовным кодексом, может попасть под действие этой статьи. Это создаст возможности для злоупотреблений: рейдерских захватов, сведения счетов. Подобная статья должна касаться только денег, незаконно полученных чиновниками с использованием служебного положения».
Южаков напомнил, что любая незаконная деятельность должна наказываться, но наказание должно быть адекватным преступлению. Если законопроект допустит расширительное толкование, то появится лазейка для неадекватного наказания.
«К сожалению, наши суды находятся не таком высоком уровне, как в Европе, например, чтобы разобраться с такими непростыми формулировками. К тому же человек, который помогает кому-то отмывать деньги, полученные незаконным путем, может даже не знать, каким образом эти деньги получены, – считает эксперт. – Практика, прежде всего судебная, показывает, что надо быть очень осторожными в формулировках законов».
Южаков также напомнил газете ВЗГЛЯД, что в некоторых европейских странах существуют еще более жесткие законы на этот счет: «Есть возможность конфискации имущества при подозрении в коррупционных деяниях – в нашей стране такая мера, конечно, пока нежелательна, потому что нет уверенности в беспристрастности судов».
Напомним, президент Дмитрий Медведев велел вернуть конфискацию в качестве карательной меры для казнокрадов и взяточников: такое требование прозвучало в начале апреля на заседании президентского Совета по противодействию коррупции. Генпрокуратура в конце мая подготовила ряд поправок к Уголовному кодексу, в соответствии с которыми во всех «экономических» и коррупционных статьях должно восстановиться понятие «конфискации имущества», существовавшее там еще в советское время. Но пока эти поправки в Госдуму внесены не были.