В четверг президент России Дмитрий Медведев на полях Третьего каспийского саммита в Баку встретился со своим иранской коллегой Махмудом Ахмадинежадом. Лично для Медведева и Ахмадинежада встреча стала третьей по счету – и привлекла большое внимание наблюдателей, так как в сентябре между странами возникли жесткие споры.
Разговор носил абсолютно открытый характер, ни мы, ни наш собеседник не избегали неприятных вопросов
Россия не только поддержала последний пакет санкций Совбеза ООН в отношении Тегерана за отказ сделать свою ядерную программу прозрачнее, но и отказалась выполнять контракт стоимостью в 800 млн долларов по поставкам зенитно-ракетных комплексов С-300. В ответ иранский лидер назвал Медведева «рупором антииранских сил» и сообщил, что Россия «подпала под влияние Сатаны». Об итогах диалога рассказал помощник Медведева по внешней политике Сергей Приходько. По словам чиновника, беседа носила открытый характер, стороны не избегали острых углов. «Это очень важная встреча, разговор носил абсолютно открытый характер, ни мы, ни наш собеседник не избегали неприятных вопросов, – приводит РИА «Новости» слова Приходько. – Эта оценка уже неоднократно высказывалась».
Представитель Кремля отметил, что президенты согласились с необходимостью развивать двусторонние отношения. «Мы заинтересованы и в дальнейшем поддерживать торгово-экономические связи и иные связи, которые не попадают под рамки ограничений, введенных резолюцией CБ ООН», – сказал Приходько.
По словам помощника, Медведев также говорил о важности продолжения мирной ядерной программы Ирана, что на деле подтверждено сооружением атомной электростанции в Бушере под контролем МАГАТЭ.
Между тем из заявления Приходько пока нельзя сделать вывод, что главные противоречия между странами сняты. Впрочем, эксперты ожидали такого результата. Как говорил накануне газете ВЗГЛЯД президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, одной такой встречей отношения на прежний уровень не вернешь.
«Россия не будет прикрывать Иран от последствий его активности на внешнеполитической арене ценой своих отношений с Западом и арабским миром. Россия не будет устанавливать С-300, Россия не будет нарушать санкции ООН», – говорил Сатановский, не исключая, что если Иран начнет вести себя «корректно», то двустороннему сотрудничеству ничто не помешает.
#{smallinfographicleft=342471} В свою очередь близкий к переговорному процессу источник РИА «Новости» тоже заявил, что от переговоров Медведева и Ахмадинежада никто не ждет каких-либо прорывных решений, но подобный диалог необходим. «Мы сознательно идем на это (на встречу) как соседи по Каспийскому региону, ощущая нашу ответственность за то, что происходит с ядерной программой Ирана и вокруг нее. Идем на это сознательно, не ожидая, что мы за эту встречу сдвинем с какой-то позиции по болезненным и важным для большинства общественности, в том числе западных стран, вопросам», – пояснил источник.
Добавим, что, выступая в Баку накануне беседы с российским коллегой, Ахмадинежад не без гордости объявил, что антииранские санкции оказались безрезультатны. «США не имеют отношений с Ираном более 30 лет. Выступая инициатором санкций, Соединенные Штаты не теряют ничего, санкции отражаются на других странах – торговых партнерах Ирана», – подчеркнул Ахмадинежад.
Вместе с тем, по его словам, за последние полгода товарооборот между Ираном и европейскими государствами увеличился на 14%, что свидетельствует о полном провале политики санкций. После принятия санкций Совбезом 9 июня Ахмадинежад также называл их «бесполезным клочком бумаги», которому «грош цена» и который «следует выкинуть в урну, подобно использованной салфетке».
При этом Иран утверждает, что уже своими силами решил вопрос с комплексами ПВО. В четверг Тегеран объявил об успехе испытаний собственного аналога С-300. Об этом сообщил бригадный генерал Мохаммад Хасан Мансурян. «Мы разработали такую систему и успешно ее испытали, использовав потенциал и опыт Корпуса стражей Исламской революции, армии и министерства обороны», – сказал генерал.