Дмитрий Медведев продолжает реализовывать тезисы своего послания к Федеральному собранию через законопроекты. Так, в среду он внес законопроект о предоставлении партиям, набравшим от 5% до 7%, права на получение мандата.
Это даст полезный пример для региональных властей, где подчас считается хорошим тоном иметь, по сути, однопартийный выборный орган
Законопроект носит называние «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».
Медведев неоднократно замечал, что в Госдуме должны быть представлены политические партии, не допущенные к распределению депутатских мандатов. Главная задача законопроекта – дальнейшая модернизация политической системы, которая должна стать более гибкой, максимально учитывать интересы всех граждан.
Законопроект не означает возврата к существовавшему ранее 5-процентному барьеру прохождения в Госдуму. Однако в соответствии с предлагаемыми изменениями депутаты, получившие мандаты от партий, набравших от пяти до семи процентов голосов, наделяются практически всеми полномочиями, что и представители фракций. Поэтому в некоторых случаях права одного такого депутата будут сопоставимы с правами целой фракции, что опровергает доводы критиков законопроекта о том, что один депутат не сможет ничего решить.
В случае принятия законопроекта партиям, получившим на федеральных выборах в Госдуму менее 6%, но не менее 5% голосов избирателей, достанется по одному мандату.
Тем, кто получит менее 7%, но не менее 6%, перепадет два депутатских мандата.
Мандаты переходят, прежде всего, к кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка в порядке очередности их размещения в оном. Если в списке нет общефедеральной части, то депутатский мандат переходит к первому в порядке очередности кандидату, включенному в региональную группу, получившую наибольшее число голосов избирателей. А при передаче двух депутатских мандатов – к первым в порядке очередности кандидатам, включенным в две наиболее успешные региональные группы.
Прошедшие таким образом в парламент партийцы будут наравне с представителями фракций предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Госдумой, выступать в нижней палате, получать и распространять материалы и документы.
При этом они могут быть членами только тех политических партий, в составе федеральных списков кандидатов которых были избраны депутатами, и не вправе входить ни в одну из фракций Госдумы, если только «материнская» партия не прекратит свою деятельность в принципе.
При этом в период между выборами в Госдуму такие политические партии не могут быть ликвидированы в связи с отсутствием региональных отделений с требуемой минимальной численностью более чем в половине субъектов России или за отсутствием необходимого числа членов в целом.
Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин считает практику 7-процентного барьера для прохождения в нижнюю палату оправданной, это, по его словам, показала работа Госдумы пятого созыва. Однако он согласен с Медведевым в том, что партии, которые преодолели 5-процентный барьер, должны получить мандат, так как они представляют интересы «значительного числа россиян» (5% эквивалентно 3,5 млн избирателей).
«Это «экономное» и уважительное отношение к позиции наших людей нашло отражение в законе, предложенном президентом», – подчеркнул Плигин. И напомнил, что через законопроект любой депутат может «активным образом влиять на формирование общественного мнения, а также отражать позиции людей, его избравших».
«В случае принятия закона люди, которые станут депутатами, конечно же, будут активны, и здесь подходит фраза «один в поле воин», – резюмировал он.
В свою очередь сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт уверен, что в условиях, когда правящая партия имеет более 50% или даже двух третей мест в парламенте, «влияние даже десяти мандатов от меньшинства вовсе не в 10 раз больше, чем влияние одного-единственного».
«И даже 100 депутатов меньшинства на практике не дают возможность принимать предлагаемые этими депутатами законопроекты без поддержки парламентского большинства. Тут важна сама по себе предоставленная возможность меньшинству высказаться с парламентской трибуны», – пояснил он.
Также он утверждает, что в России «очень часто влияние мнения меньшинства на общество бывает куда сильнее и значимее, чем формальное представительство этого самого меньшинства в тех или иных органах власти».
По словам Бовта, норма, предложенная президентом, «может дать полезный пример для местных и региональных властей, где «подчас считается «хорошим тоном» иметь, по сути, однопартийный выборный орган».
В Совете федерации также видят много плюсов в законопроекте. По мнению первого зампредседателя верхней палаты Александра Торшина, политическая система «должна стать более гибкой, максимально учитывающей интересы всех его граждан». «Это (выделение мандатов партиям, получившим от 5% до 7% голосов) прежде всего защита интересов огромного числа соотечественников, мнение которых должно учитываться при принятии важных государственных решений», – считает господин Торшин.
При этом он напомнил, что «права одного такого депутата будут сопоставимы с правами целой фракции, что обеспечит полноценную реализацию его представительских функций и учет интересов более трех миллионов избирателей».
С тем, что права одного-двух депутатов будут почти такими же, как и у других фракций, согласны и в Общественной палате. Руководитель межкомиссионной группы по экспертной деятельности ОП Владислав Гриб заявил, что таким образом развивается и политическая конкуренция между партиями.
«Поэтапное снижение минимальной численности членов, необходимой для регистрации партии, и обязанность ротации партийных руководителей – все эти нормы обеспечивают и развивают политическую конкуренцию как между самими партиями, так и во внутрипартийной жизни», – считает господин Гриб.