Алексей Чеснаков Алексей Чеснаков До мирных переговоров по Украине осталось два шага

Сейчас начинается этап торга. Украина всеми силами пытается заманить Россию на второй «саммит мира». Отсюда разговоры о возможных территориальных уступках, о готовности вести диалог. Не исключены новые демонстративные шаги.

5 комментариев
Денис Миролюбов Денис Миролюбов Зачем российские спортсмены едут на Олимпиаду

Насквозь прогнивший МОК максимально мерзопакостен, как и отношение комитета к российским и белорусским спортсменам. Особенно мерзок поиск «крамолы» в их социальных сетях – и отказ от участия в Играх на этом основании. Впрочем, Олимпиада – дело скоротечное.

20 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Путь Запада перестает быть путем прогресса

Обновления базовых ценностей грозят западному миру куда более серьезными сбоями, чем тот, который был вызван обновлением программы CrowdStrike. И нам стоит порадоваться, что мы успели отказаться от этих обновлений. Это даже не вопрос национальной гордости и стремления к самобытности. Это вопрос самосохранения.

4 комментария
25 февраля 2009, 19:03 • Политика

«Один в поле воин»

В Госдуму пустят партии, набравшие 5–7% голосов

«Один в поле воин»
@ Артем Коротаев/ВЗГЛЯД

Tекст: Андрей Резчиков

Дмитрий Медведев предложил к реализации очередной тезис своего послания к ФС и внес в Госдуму законопроект, которым предусмотрено выделение мандатов партиям, набравшим на выборах в нижнюю палату парламента от 5% до 7%. Уже действующие законодатели замечают, что партии, преодолевшие 5-процентный барьер, действительно должны получить представительство, благо это отражает интересы «значительного числа россиян». Важно, что такие одиночки будут обладать правами целой фракции.

Дмитрий Медведев продолжает реализовывать тезисы своего послания к Федеральному собранию через законопроекты. Так, в среду он внес законопроект о предоставлении партиям, набравшим от 5% до 7%, права на получение мандата.

Это даст полезный пример для региональных властей, где подчас считается хорошим тоном иметь, по сути, однопартийный выборный орган

Законопроект носит называние «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации».

Медведев неоднократно замечал, что в Госдуме должны быть представлены политические партии, не допущенные к распределению депутатских мандатов. Главная задача законопроекта – дальнейшая модернизация политической системы, которая должна стать более гибкой, максимально учитывать интересы всех граждан.

Законопроект не означает возврата к существовавшему ранее 5-процентному барьеру прохождения в Госдуму. Однако в соответствии с предлагаемыми изменениями депутаты, получившие мандаты от партий, набравших от пяти до семи процентов голосов, наделяются практически всеми полномочиями, что и представители фракций. Поэтому в некоторых случаях права одного такого депутата будут сопоставимы с правами целой фракции, что опровергает доводы критиков законопроекта о том, что один депутат не сможет ничего решить.

В случае принятия законопроекта партиям, получившим на федеральных выборах в Госдуму менее 6%, но не менее 5% голосов избирателей, достанется по одному мандату.

Тем, кто получит менее 7%, но не менее 6%, перепадет два депутатских мандата.

Мандаты переходят, прежде всего, к кандидатам, включенным в общефедеральную часть федерального списка в порядке очередности их размещения в оном. Если в списке нет общефедеральной части, то депутатский мандат переходит к первому в порядке очередности кандидату, включенному в региональную группу, получившую наибольшее число голосов избирателей. А при передаче двух депутатских мандатов – к первым в порядке очередности кандидатам, включенным в две наиболее успешные региональные группы.

Прошедшие таким образом в парламент партийцы будут наравне с представителями фракций предлагать кандидатов на должности, избрание на которые осуществляется Госдумой, выступать в нижней палате, получать и распространять материалы и документы.

При этом они могут быть членами только тех политических партий, в составе федеральных списков кандидатов которых были избраны депутатами, и не вправе входить ни в одну из фракций Госдумы, если только «материнская» партия не прекратит свою деятельность в принципе.

При этом в период между выборами в Госдуму такие политические партии не могут быть ликвидированы в связи с отсутствием региональных отделений с требуемой минимальной численностью более чем в половине субъектов России или за отсутствием необходимого числа членов в целом.

Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин считает практику 7-процентного барьера для прохождения в нижнюю палату оправданной, это, по его словам, показала работа Госдумы пятого созыва. Однако он согласен с Медведевым в том, что партии, которые преодолели 5-процентный барьер, должны получить мандат, так как они представляют интересы «значительного числа россиян» (5% эквивалентно 3,5 млн избирателей).

«Это «экономное» и уважительное отношение к позиции наших людей нашло отражение в законе, предложенном президентом», – подчеркнул Плигин. И напомнил, что через законопроект любой депутат может «активным образом влиять на формирование общественного мнения, а также отражать позиции людей, его избравших».

«В случае принятия закона люди, которые станут депутатами, конечно же, будут активны, и здесь подходит фраза «один в поле воин», – резюмировал он.

В свою очередь сопредседатель партии «Правое дело» Георгий Бовт уверен, что в условиях, когда правящая партия имеет более 50% или даже двух третей мест в парламенте, «влияние даже десяти мандатов от меньшинства вовсе не в 10 раз больше, чем влияние одного-единственного».

«И даже 100 депутатов меньшинства на практике не дают возможность принимать предлагаемые этими депутатами законопроекты без поддержки парламентского большинства. Тут важна сама по себе предоставленная возможность меньшинству высказаться с парламентской трибуны», – пояснил он.

Также он утверждает, что в России «очень часто влияние мнения меньшинства на общество бывает куда сильнее и значимее, чем формальное представительство этого самого меньшинства в тех или иных органах власти».

По словам Бовта, норма, предложенная президентом, «может дать полезный пример для местных и региональных властей, где «подчас считается «хорошим тоном» иметь, по сути, однопартийный выборный орган».

В Совете федерации также видят много плюсов в законопроекте. По мнению первого зампредседателя верхней палаты Александра Торшина, политическая система «должна стать более гибкой, максимально учитывающей интересы всех его граждан». «Это (выделение мандатов партиям, получившим от 5% до 7% голосов) прежде всего защита интересов огромного числа соотечественников, мнение которых должно учитываться при принятии важных государственных решений», – считает господин Торшин.

При этом он напомнил, что «права одного такого депутата будут сопоставимы с правами целой фракции, что обеспечит полноценную реализацию его представительских функций и учет интересов более трех миллионов избирателей».

С тем, что права одного-двух депутатов будут почти такими же, как и у других фракций, согласны и в Общественной палате. Руководитель межкомиссионной группы по экспертной деятельности ОП Владислав Гриб заявил, что таким образом развивается и политическая конкуренция между партиями.

«Поэтапное снижение минимальной численности членов, необходимой для регистрации партии, и обязанность ротации партийных руководителей – все эти нормы обеспечивают и развивают политическую конкуренцию как между самими партиями, так и во внутрипартийной жизни», – считает господин Гриб.

..............