Латиноамериканское турне президента Ирана Махмуда Ахмадинежада уже начало приносить исламской республике первые плоды: к странам, поддерживающим иранские власти, фактически присоединилась Бразилия.
Однако тесные связи между нашими странами и их укрепление не устраивают Запад
Во всяком случае, по итогам прошедших накануне переговоров бразильский лидер Инасио Лула да Силва, неоднократно обвинявший «ядерный клуб» в двойных стандартах, публично признал право Тегерана на мирный атом и выступил против его международной изоляции. «Мы признаем право Ирана развивать свою ядерную программу в мирных целях с соблюдением международных договоренностей. Этим путем идет и Бразилия», – заявил он.
Еще недавно международное сообщество предъявляло Бразилии аналогичные претензии, обвиняя страну в желании создать собственное ядерное оружие. Однако кризис удалось разрешить после того, как власти страны пустили на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.
На переговорах с Ахмадинежадом да Сильва вновь подтвердил свою приверженность развитию мирного атома, заявив о недопустимости международной изоляции Ирана.
«Оба руководителя заявили, что они решительно отказываются от оружия массового уничтожения, в частности от ядерного оружия, которое представляет серьезную угрозу для мира, международной безопасности и жизни людей», – говорится в совместном заявлении двух лидеров.
В Вашингтоне уже осудили позицию Бразилии, укреплением связей с которой, полагают наблюдатели, Тегеран пытается настроить против США как можно больше латиноамериканских стран.
В Иране, в свою очередь, считают, что Запад сам пытается рассорить республику с ее союзниками. Этим, в частности, в Тегеране предпочитают объяснять появившиеся комментарии насчет взаимосвязи отсрочки запуска Бушерской АЭС и иранской ядерной программы, полностью отвергаемой Москвой.
«У нас с Россией есть твердые договоренности, и работы на объекте ведутся даже с опережением этих договоренностей. Сотрудничество с Россией, по нашей оценке, продвигается весьма успешно. Однако тесные связи между нашими странами и их укрепление не устраивают Запад, который пытается использовать в своих интересах любое недоразумение», – заявил во вторник руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Али Акбар Салехи.
Сам Тегеран между тем озвучил новое условие МАГАТЭ, потребовав от агентства четких гарантий по обмену иранского низкообогащенного урана на обогащенный. От идеи получения последнего из-за рубежа, утверждает Тегеран, исламская республика еще не отказалась. Однако Иран полагает, что сделка не должна ему навязываться.
«Покупатель сам должен определять технические аспекты сделки. Мы готовы платить деньги и купить это обогащенное топливо, мы готовы претворить в жизнь этот план МАГАТЭ, однако мы не допустим, чтобы игнорировались наши права», – приводит слова Ахмадинежада «Интерфакс».
Президент Ирана напомнил, что МАГАТЭ разрешает свободную покупку обогащенного урана, «однако нам пытаются навязать некоторые политические и технические условия, и это неправильно».