То, что предложение согласиться с отделением Косова от Сербии не будет принято Советом безопасности Организации объединенных наций, было вполне ожидаемо. Однако речь шла о том, что на евроамериканскую инициативу, воспользовавшись правом постоянного члена СБ, наложит вето Россия.
Времена опять становятся интересными. Для нашего хрупкого мира – слишком интересными
Однако вышло иначе: против косовской независимости проголосовало две трети состава Совбеза. Объединенные нации не захотели экспериментировать.
Западные лидеры уже давно заявляли, что Косово получит независимость, что бы не решил Совбез ООН. Гарантами этого объявили себя ЕС и НАТО. Но тогда предполагалось, что таким путем будет преодолена оппозиция со стороны России. Теперь же придется выступить против всего «мирового сообщества».
Если решение все же будет принято, это будет не первый случай, когда западные державы считают возможным пренебречь явно выраженной позицией самой масштабной из международных организаций. Вопреки мнению ООН в 1999 году был нанесен удар НАТО по Югославии. США отмахнулись от ООН в 2003 году, вводя войска в Ирак. И вот – НАТО и ЕС не признают решения Совбеза по Косову.
Причем, в первых двух случаях речь шла о применении вооруженной силы. Теперь может быть сделан следующий, решающий, шаг: юрисдикция ООН будет отвергнута в вопросе о государственном суверенитете. Таким образом, реальная эффективность Организации в мировой политике сводится к чисто символическим функциям – вроде Лиги наций в 20-х и 30-х годах прошлого века.
Поскольку же именно ООН – основной гарант стабильности Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений, созданной по итогам Второй мировой войны, то вся система рушится окончательно. И это гораздо важнее, чем все текущие геополитические последствия – которые сами по себе весьма масштабны.
Начнем с того, что самопровозглашение независимости Косова под патронажем НАТО и ЕС может опять взорвать Балканы. «Пороховой погреб Европы» и без того все время находится под угрозой возгорания, а столь резкий шаг не может не усугубить ситуацию.
Далее – непризнанные государства. Что бы ни говорили европейские и американские политики, но отделение Косова от Сербии – это именно прецедент, которым не преминут воспользоваться самопровозглашенные государства во многих регионах мира. В том числе – Абхазия и Южная Осетия. И Россия их в этом не может не поддержать – о чем открыто говорится в распространенном сегодня заявлении министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
При этом тяготеющими к России кавказскими республиками дело не ограничивается. Есть еще и Северный Кипр, о котором в четверг напомнил президент России Владимир Путин. А за ним стоит Турция, которой недавно окончательно отказали в приеме в Европейский союз – после почти полувекового ожидания в «приемной».
Турция обязательно использует косовский прецедент в своих целях. И, как явствует из вчерашних слов Путина, Россия ее поддержит. А это значит, что одно из государств НАТО оказывается по другую сторону геополитических государств со своими «сочленами». И рука об руку со страной, которую апологеты нового мирового порядка, вроде вероятного следующего президента США Джона Маккейна, всячески пытаются вывести «за скобки» и выдавить из «клуба» ведущих держав.
Таким образом, вполне вероятным становится складывание коалиции стран-аутсайдеров. Причем, не мифической «оси зла», состоящей из Северной Кореи, Ирана, Белоруссии и Венесуэлы, но союза вполне значимых держав: России, Турции, Китая…
А механизма урегулирования таких вопросов в отсутствие ООН не существует. Притом, что о крахе Ялтинско-Потсдамской системы заговорили еще на рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века, когда рассыпался социалистический лагерь, а потом рухнул Советский Союз, никто ничего не сделал.
За почти два десятилетия созданием новой системы, упорядочивающей мировую политику и гарантирующей незыблемость норм международного права, никто толком не занимался.
Сейчас за это взялись лидеры Запада. Но «мировой порядок», выстроенный в соответствии с представлениями американских «неоконов» и европейских левых, вроде Дэвида Милибенда, не слишком современен. Он не предполагает участия в решении вопросов глобальной политики кого-либо, кроме ведущих западных держав.
А в мире, как на грех, появилось немало сильных стран, не принадлежащих к клубу. И очевидное пренебрежение их интересами может привести к сплочению – «дружить против» всегда проще. В то время как сами западные страны избытком единства похвастаться не могут – у Европы и Америки накопилось немало разногласий…
Короче говоря, времена опять становятся интересными. Для нашего хрупкого мира – слишком интересными.