Политика

28 ноября 2008, 16:20

Кому выгодны теракты в Индии

Фото: Reuters

Мнения российских экспертов, оценивших первопричины атаки на Мумбаи, разделились. Одни считают, что главным виновником случившегося стал Пакистан, точнее, неспособность Исламабада справиться с исламистами. Другие указывают на интересы Вашингтона, которому сейчас выгодно окончательно рассорить Нью-Дели и Исламабад. Европейские СМИ, в свою очередь, заявляют о дырках в системе общемирового антитеррора, перечисляют просчеты самой Индии и новые зоны риска.

Общее количество жертв террористической атаки в Мумбаи составило 130 человек, среди них по крайней мере восемь иностранных граждан и 14 полицейских, ранены более 325 человек. В настоящее время в городе продолжается интенсивная контртеррористическая операция. Индийский спецназ пытается проникнуть в элитный комплекс «Нариман-хаус», чтобы выбить засевших в нем террористов, которые удерживают 10 семей из Израиля. Под контроль федеральных сил уже перешел пятизвездочный отель «Трайдент-Оберой». Между тем арестованный в Мумбаи террорист пакистанского происхождения Исмаил Закируаллах дал признательные показания. В частности, рассказал полицейским, что атаку на город подготовила пакистанская группировка «Лашкар-э-Тайба».

Между Исламабадом и Вашингтоном

После ухода в отставку Мушаррафа Пакистан стал гораздо меньше ориентироваться на Соединенные Штаты

Президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский отмечает, что Соединенным Штатам, которые предложили Индии помощь в связи с последней серией терактов в Мумбаи, нужно было беспокоиться еще тогда, когда «в рамках демократии» прорабатывалась идея ухода в отставку экс-президента Первеза Мушаррафа. Эксперт уверен, что нынешние теракты – прямое следствие ухода бывшего пакистанского лидера с политической арены.

«Мушарраф удерживал систему безопасности в исламском Пакистане. Сегодня этого не может никто. Те, кто его сменил – Али Асиф Зардари, Наваз Шариф, – прославлены своим более чем терпимым отношением к исламистам. Это те люди, которые стояли у истоков возникновения движения «Талибан*», – сказал Сатановский газете ВЗГЛЯД.

При этом он подчеркнул, что выдвигать претензии в адрес Пакистана неоправданно. Группировки, которые действуют на индийской территории, с большой степенью вероятности имеют свои корни в Пакистане, но они абсолютно не подконтрольны Исламабаду. Пакистан находится в состоянии абсолютной анархии, особенно в зоне племен.

«Мы стоим перед угрозой распада Пакистана с гораздо большей степенью вероятности, чем перед угрозой пакистано-индийского военного конфликта в Кашмире, – прогнозирует эксперт. – Сегодняшнее руководство в отличие от предыдущего недемократичного Первеза Мушаррафа не может ничего. Только Мушарраф мог атаковать исламистов в Красной мечети, мог позволить вести военные действия против исламистов на территории южного и северного Вазиристана».

Он также замечает, что в Пакистане было только два возможных сценария: управляемость и стабильность или демократическая система голосования и выборов. В итоге президент США Джордж Буш «безжалостно сдал» своего «единственного и весьма твердого пакистанского союзника», который был готов бороться с исламистами.

«Но Пакистан как страна вряд ли виноват. Ситуация там провоцирует взрывы по всей периферии, внутри страны и в мире. Теракт в Мумбаи не последняя трагедия. Это только начало», – заключает Евгений Сатановский.

В свою очередь, эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко не исключает, что в рамках внутренней дестабилизации в Индии определенную роль сыграл американский фактор.

В последнее время наметилось сближение между Индией и Пакистаном. То, что две эти страны обладают ядерным оружием, не устраивает мировых игроков, таких как Китай и США. Важно и то, что после ухода в отставку Мушаррафа Пакистан стал гораздо меньше ориентироваться на Соединенные Штаты. Так, большое недовольство Исламабада вызвали попытки Вашингтона атаковать базы боевиков в пакистанских провинциях.

«Нагнетание обстановки может привести к тому, что Индия начнет обвинять Пакистан в разжигании в том числе и религиозной розни. Это перечеркнет предыдущие дипломатические усилия, сведя их на нет», – сказала Войко газете ВЗГЛЯД.

Китай, в свою очередь, больше ориентируется на Пакистан, нежели на Индию и тоже следит за обстановкой. Однако новая американская администрация во главе с Бараком Обамой ранее четко дала понять, что в среднесрочной перспективе Пакистан может оказаться в центре внешнеполитической активности Вашингтона.

«Я не исключаю, что здесь основная роль если не инициатора, то по крайней мере страны, заинтересованной в пакистано-индийском противостоянии, принадлежит США», – полагает Евгения Войко.

Тут стоит напомнить, что однажды «пацифист» Обама прямо призвал провести на территории Пакистана силовую акцию. Впоследствии эту идею реализовала администрация Буша.

«Я хочу сказать об этом прямо. В горах этой страны засели террористы, которые убили 3 000 американцев. Они готовят новые атаки. Если у нас будет достоверная информация разведки о террористических целях и Исламабад не будет действовать, тогда действовать будем мы», – заявил Обама, выступая в Международном центре Вудро Вилсона в Вашингтоне в августе прошлого года.

Однако заместитель директора Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, напротив, подчеркивает, что США заинтересованы именно в снижении напряженности между Нью-Дели и Исламабадом и, судя по всему, готовы помочь обеим сторонам выйти на заказчиков этого чудовищного акта. «Резкое ухудшение пакистано-индийских отношений и вступление их в фазу кризиса было бы трагедией не только для региона, но и для всего мира», – заявил Тренин корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.

«Лучшее, что могли бы сделать индийские, пакистанские, американские и другие правительства, у которых есть соответствующие возможности, – наиболее тщательным образом расследовать, что произошло и кто на самом деле был заказчиком этого ужасного преступления», – подчеркнул он, добавив, что указывать на кого-то пальцем до тех пор, пока не выяснится, «куда тянутся нити», крайне опасно.

Что касается связи пакистанских спецслужб с исламистами – это «известный факт». Тренин напоминает, что нынешнее гражданское правительство в принципе не контролирует силовые структуры. «Но есть такая сила, как пакистанская армия, к которой у США тоже есть подход. Американцы будут работать в Пакистане по двум направлениям: правительства и контактов с военными», – прогнозирует эксперт.

При этом эксперт отмечает, что Пакистан вряд ли раскроет все свои секреты, но сомневается, что последние теракты – дело рук Исламабада. «Гражданские в любом случае непричастны, у них нет возможности для этого. Что касается военных, я не думаю, что это был какой-то заговор, который они осуществляют против Индии», – говорит эксперт.

Один их худших сценариев, которые могут последовать за взрывами, по мнению заместителя директора Московского центра Карнеги, – столкновения между индуистами и мусульманами на межрелигиозной почве. «Отношения между общинами напряжены. Так что требуется очень серьезная и решительная работа, чтобы предотвратить худшее», – резюмировал он.

Напомним, что в пятницу президент Пакистана Асиф Али Зардари, пакистанский премьер-министр Сайед Юсуф Раза Гиллани, а также президент Афганистана Хамид Карзай связались по телефону с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом. Подробности переговоров не сообщаются.

Дырка в зонтике

Есть страны, которые можно дестабилизировать куда эффективней, чем Запад: Россия, Пакистан, Таиланд, Китай, Филиппины, Турция и та же самая Индия

«Международный терроризм меняет кожу уже семь лет, со времени 9/11, – пишет венская газета Der Standard. – «Аль-Каида*», сеть Усамы бен Ладена, не только экспортирует свои больные идеи и практики. Она сливается с новыми исламскими группами, участвует в национальных конфликтах, как, например, между мусульманами и индуистами, меняет структуру и методы террора на субконтиненте. Неважно, кто играет главную роль в прежней террористической сети, бен Ладен или его представитель Айман аз-Завахири. Главное то, что их идеи продолжают жить».

«Во взаимодействии экстремизма есть большая опасность для Индии, – пессимистично замечает швейцарская газета Neue Zürcher Zeitung. – Еще можно жить, пока радикалы этнических и религиозных групп выступают против государства на окраинах. Но когда близкие к военным конфликты возникают в центральной части страны, в экономических центрах, это потрясает фундамент общества. Именно поэтому экстремисты сделали Мумбаи полем битвы. Этот город представляет то, что они ненавидят: интернациональные ворота вовне, открытость страны к западно-ориентированной глобализации».

«Финансовый центр Мумбаи оказался одним из мировых нервных центров, напасть на который проще, чем на Нью-Йорк или Лондон, – констатирует немецкая газета Stuttgarter Zeitung. – Атаки направлены против глобализации этой страны, против примирения Индии с Пакистаном, против прозападной ориентации общества. Социальные неудачи, внешнеполитическая нестабильность, несовершенство политической системы индийского государства играют на руку террористам. Нью-Дели предстоит решить очень непростую задачу».

«Индийское правительство должно реагировать решительно, но со всей возможной мудростью, – продолжает Neue Osnabrücker Zeitung. – Это означает в том числе и сохранение миротворческих процессов с бывшим заклятым врагом – Пакистаном. Закулисные покровители террористов, конечно, могут быть связаны с группировками джихада в соседней стране. Однако правительства в Нью-Дели и Исламабаде должны отчетливей понять, что имеют дело с общим врагом. При этом Пакистан должен заметно расширить свою антитеррористическую борьбу».

Между тем австрийская газета Salzburger Nachrichten не исключает, что Пакистан причастен к терактам в Мумбаи. «Похоже, террористы намерены дестабилизировать целый регион, – пишет газета в пятницу. – Незадолго до кровавой бани в Мумбаи министр иностранных дел Пакистана побывал в Дели в рамках наращивания диалога между соседями. Для экстремистов сближение бывших врагов – это как бельмо на глазу. Каждая бомба, которая взрывается в Индии, ухудшает ее отношения с Пакистаном – индийское правительство сразу указывает на пакистанских организаторов. Действительно, Пакистан достаточно долго экспортировал в Индию исламский террор. Возможно, рука пакистанских спецслужб есть и в этой кровавой игре».

«Если террористы пришли из соседнего Пакистана, то индийцам это еще предстоит доказать, – возражает французская газета Liberation. – Нельзя забывать, на какой почве растет этот радикализм. Индия забыла идеи толерантности. Под знаменем шовинистических идей индуизма она относится к мусульманскому сообществу, как к гражданам второго сорта. Индийские ведомства допускают антимусульманские и антихристианские погромы, не позволяя этим общинам участвовать в демократии и экономических успехах Индии. Этим разочарованием питается и терроризм».

«Конечно, у террора в Индии есть свои корни, – добавляет германская Westdeutsche Zeitung. – Но в то же время исламский террор стал более интернациональным, он считает себя призванным для мирового джихада, для которого мы используем шифр «Аль-Каида», будучи не в силах его объяснить. Дуга кризиса между тем раскинулась от российского Кавказа через Афганистан, Ирак и Пакистан до Индии и дает о себе знать в Китае, Африке и Тихоокеанском регионе. Этот антизападно-идеологизированный террор кормится за счет явного или только мнимого угнетения, он расширяет поле борьбы вплоть до западных метрополий – Нью-Йорка, Лондона и Мадрида».

«То, что произошло в Мумбаи, можно считать заявлением о новой стратегии тех, кто заинтересован в провале американской политики. И это не только террористы «Аль-Каиды», – подчеркивает римская газета Il Messaggero. – Странам ЕС, входящим в НАТО, скоро придется играть динамичную роль в Афганистане по программе будущего президента США Барака Обамы. Они также будут вынуждены распутывать сложное положение в той части мира. Желательно, чтобы кроме денег и вооружения Европа сумела поставить туда и новые идеи, и новые стратегии».

«Сегодня стратеги террора усиленно атакуют развивающиеся страны и, как предполагается, готовят взрывы в западных метрополиях. Всё это демонстрирует дыры в нашей антитеррористической стратегии, – размышляет обозреватель Hamburger Morgenpost. – Закулисные дирижеры смерти распознали, что на линии фронта объявленной ими войны есть слабые места – страны, которые можно дестабилизировать куда эффективней: Россия, Пакистан, Таиланд, Китай, Филиппины, Турция – или та самая Индия».

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Текст: Константин Куц,
Франкфурт-на-Майне
Андрей Резчиков,
Москва

Вам может быть интересно

Адмирал Бауэр: НАТО обсуждает превентивные высокоточные удары по России
Темы дня

Как в Абхазии убирали президента и забор

Ушедший в отставку под давлением протестующих президент Абхазии Аслан Бжания вновь выдвинул свою кандидатуру на выборах главы государства. Спецкор газеты ВЗГЛЯД пообщался с теми, кто захватывал администрацию Бжания, и узнал, почему они за Россию, но против соглашения с российскими инвесторами, и что общего у современной Абхазии и позднего СССР.

Как бойцов российской ЧВК подставили в Африке

Сообщается о новых потерях в рядах бойцов российских ЧВК, помогающих борьбе с террористами в Африке. Это уже вторая за полгода засада подобного рода. Что идет не так с ликвидацией джихадистских группировок в странах Сахеля – и как наладить систему, которая позволит минимизировать потери среди российских военных специалистов?

СДПГ выдвинула Шольца канцлером на второй срок

Рябков назвал условия развертывания российских РСМД

Против блогера Варламова возбуждено уголовное дело

Новости

Рябков: Никаких ограничений на развертывание «Орешника» нет

Развертывание ракетных систем средней дальности «Орешник» ничем не ограничено, так как США вышли из договора о ликвидации РСМД и он прекратил свое существование, заявил замминистра иностранных дел Сергей Рябков.

Путин назвал российскую вакцину от рака прорывом

Президент России Владимир Путин выразил уверенность в том, что российская вакцина от рака, разрабатываемая ФМБА, станет значительным прорывом.

Российская ПВО сбила восемь баллистических ракет

Российские средства противовоздушной обороны за минувшие сутки успешно перехватили восемь баллистических ракет, сообщило Минобороны.

Кадыров рассказал о ставшем кошмаром для ВСУ бойце-украинце

Глава Чечни Рамзан Кадыров похвалил отряд спецназа «Ахмат» под руководством украинца по прозвищу Хохол за успешные операции на фронте против Вооруженных сил Украины (ВСУ).

Стали известны последние слова пилота упавшего в Литве самолета

Экипаж самолета DHL, разбившегося в Литве, запрашивал разрешение на посадку по приборам у диспетчеров, согласно имеющейся аудиозаписи.

The Times за пять дней написала о взрыве посылки DHL в Литве

Ведущая британская газета The Times за пять дней до катастрофы самолета DHL в Литве опубликовала статью о возможных атаках с использованием посылок DHL.

Законопроект о запрете приема в школы детей мигрантов внесли в Госдуму

Председатель Госдумы Вячеслав Володин сообщил о внесении проекта закона, запрещающего принимать в российские школы детей мигрантов, не владеющих русским языком.

Шойгу рассказал о планах России исключить талибов из черного списка

Москва планирует исключить талибов (исламистское движение «Талибан» находится под санкциями ООН за террористическую деятельность, запрещено в РФ) из черного списка для развития отношений с Афганистаном, заявил секретарь Совбеза РФ Сергей Шойгу.

Журавеля приговорили к 14 годам за госизмену и поджог Корана

Волгоградский областной суд вынес приговор Никите Журавелю, осудив его на 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима по делу о государственной измене. Об этом сообщает объединенная пресс-служба судов Волгоградской области.

К тушению склада на юге Москвы привлекли авиацию

В тушении крупного пожара на складе на юге Москвы задействовали вертолет из Московского авиационного центра, сообщили в МЧС России.

Киев показал иностранным журналистам обломки «Орешника», но попросил молчать о них

Агентствам Associated Press и Reuters продемонстрировали обломки новейшей российской баллистической ракеты средней дальности «Орешник».

Турция проведет расследование ЧП с российским SSJ-100 в Анталье

Турецкий Центр расследования происшествий на транспорте займется расследованием инцидента с российским самолетом Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Антальи, сообщили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).
Мнения

Тимур Шафир: Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством сверхдержавы. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах». Ну, ок.

Марина Хакимова-Гатцемайер: Чем больше размышлений о будущем ребенке, тем сложнее на него решиться

«Жизнь дорожает, в политике нестабильность, надо сначала обустроиться, обложиться финансовыми подушками». Люди с таким мышлением никогда не будут довольны собой, своей жизнью. Им всегда будет мало. Мало будет именно им, а не ребенку, которому необходимы лишь любящие родители.

Владимир Можегов: Правый поворот Европы неостановим

Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?