– До думских выборов осталось еще полгода, избирательная кампания не началась, а вы уже прогнозируете их итоги. Не рано ли предсказывать результаты?
#{quote1} – С одной стороны, полгода – срок не маленький, с другой стороны, не такой уж большой. Нужно иметь огромные ресурсы, креативные идеи для того, чтобы за это время изменить политическую расстановку сил. Мы посчитали, что полгода – это нормальный срок для того, чтобы трезво оценить шансы основных игроков и предсказать, кто из них что получит. Поэтому и рискнули выдвинуть прогноз, хотя социологи не любят этого делать.
Подробней о методике составления прогноза мы расскажем на презентации. Если вкратце, мы сопоставляли опросные данные до региональных кампаний с результатами выборов, далее посчитали, как перераспределяться голоса партий, не прошедших 7%-ный барьер, и предположили, сколько в итоге каждая партия сможет получить мандатов в Госдуме.
Для кого-то наш прогноз покажется завышенным или заниженным, для кого-то окажется шоком или, надеюсь, послужит толчком для дальнейших действий.
В любом случае наш прогноз не повод грустить или расслабляться, лежа на боку. Впереди у партий три месяца раскачки и три месяца активной информационной борьбы. Разумеется, во время кампании возможно появление джокеров. Без неожиданностей российские думские кампании не обходились – взять самые первые выборы, когда Жириновский буквально за последние две недели резко набрал очки, или последние, когда с нуля за три месяца раскрутилась «Родина», вытеснив из парламента «Яблоко» и СПС.
– Понимаю, что до официальной презентации прогноза вы не хотите объявлять о его результатах. Но ваше исследование подтвердило прогнозы экспертов и политиков, заявлявших весной, что региональные выборы станут репетицией перед думской кампанией и их результат покажет расстановку сил в новом парламенте?
– В разных регионах все-таки были разные результаты. Стали очевидны лишь общие тенденции – скажем, доминирование «Единой России» или рост левого запроса. Но, например, СПС показал на выборах в разных регионах очень разный результат. Или, например, в разных регионах среди левых доминируют то «Справедливая Россия», то КПРФ.
– То есть интрига в думской кампании сохранится?
– Безусловно. Даже данные, которые мы представим, покажут, что ряд партий находится на грани 7%-ного барьера – одни преодолевают, другие чуть-чуть недотягивают. Но вы понимаете, что 1,5–2% – это посильная ноша для некоторых партий, и если сейчас они напрягутся и сделают правильные пиаровские ходы, то преодолеют барьер. Одна из интриг состоит в том, сможет ли «Единая Россия» сохранить свое доминирующее положение в парламенте. По нашим прогнозам, если в Госдуму пройдут четыре партии, то сможет без проблем, а вот если пять – для сохранения за собой парламентского большинства ей придется вступить в коалицию с другими прошедшими партиями.
– Еще одна даже не интрига, а проблема грядущих выборов – явка избирателей. Что на этот счет говорит ваш прогноз?
– Прогноз по ожидаемой явке строится не только на основании сегодняшних опросов, но и на результатах явок на прошедшие выборы. Вывод очевиден: явка избирателей из года в год падает. И сейчас мы не видим оснований, чтобы эта тенденция была преодолена. Прежде всего потому, что ситуация в стране нормализовалась и огромное число россиян понимают, что путь к росту собственного благосостояния и упрочения положения лежит для них не в плоскости политики. Политические ценности не входят в круг ценностей россиян. Поэтому необходимы чрезвычайные действия со стороны государства, чтобы явку повысить. Тем более это в интересах и государства, и самих партий. Ведь ты можешь получить равное число мандатов, но их политическая ценность в зависимости от явки избирателей будет разной. И легитимность власти тоже.
– ВЦИОМ также подготовил «Путеводитель по выборам». Могли бы рассказать подробней о том, что он из себя представляет?
– В конце прошлого – начале этого года мы провели исследование идейно-политических предпочтений россиян перед предстоящими выборами. Ведь наши избиратели – это не чистый лист, на котором можно писать все что угодно. У них есть свои предпочтения, свои страхи, свои чаяния – карта, без которой ввязываться в столь сложную и дорогостоящую игру, как выборы, бессмысленно. Хотя, как известно, наши политики и политтехнологи зачастую ввязываются. Все исследования и вошли в эту книгу, которая может дать представление о нынешних умонастроениях россиян.
Книга состоит из нескольких блоков. Например, проблемный фонд. Очевидно, что идеология сегодня в России не в чести, поэтому никто не будет голосовать за партию только потому, что она коммунистическая или либеральная. Это немодно и неэффективно. Сегодня люди голосуют прагматически – исходя из того, какая политическая сила намерена решать актуальные для конкретного человека проблемы. И соответственно, наше исследование показывает, какие сегодня проблемы актуальны для россиян.
– То есть вы сделали шпаргалку для партий?
– Что-то в этом роде. Потому что даже самая консервативная и твердолобая партия, например, такая как КПРФ, не может не реагировать на вызовы времени. Другое дело, что каждая партия выбирает свой комплекс приоритетных проблем, нащупывает болевые точки своего избирателя.
Предположим, СПС представляет интересы молодых, энергичных россиян. Соответственно, он старается нащупать актуальные для них проблемы, например реформу в армии. Или КПРФ, которая говорит о больном для ее избирателей – пенсиях, разрыве между богатыми и бедными, о сильном государстве, так как сторонники коммунистов консервативные люди, привыкшие жить в сильной державе. Естественно, много проблем партии поднимать нельзя – их просто не запомнят. На одной тоже не выехать – как бы актуальна она ни была, лишь ограниченное число людей считают ее приоритетной. Поэтому нишевая партия не наберет 7%.
После того как выбраны проблемы, встает вопрос, кто будет о них говорить. Мы выделили полтора десятка политиков, которым доверяют россияне. В первую очередь это Владимир Путин, затем Медведев и Иванов, потом Фрадков, спикеры обеих палат и ряд популярных политиков, таких как Шойгу, Лужков, Жириновский, Зюганов и прочие. В целом этот список оказался невелик.
Но главная проблема в том, что большая часть из этого списка, особенно на первых позициях, – фамилии, вообще не входящие в ту или иную партию. С одной стороны, это диагноз нашему невыдающемуся уровню развития партийной системы. Потому что все лидеры развитых стран пришли к власти при поддержке какой-то из партий, а наши оказались беспартийными.
С другой стороны, все реальные претенденты на должность президента сегодня имеют поддержку ниже, чем не идущий на выборы Владимир Путин.
Поэтому кандидаты будут заинтересованы стянуть любые ресурсы, для того чтобы повысить свой рейтинг. И здесь без партийного ресурса им не обойтись. Не исключено, что после выборов партии, прошедшие в парламент, назовут кандидатов, которых они поддержат на президентских выборах. Или же наоборот – кто-то из реальных кандидатов заявит о том, что поддержит ту или иную партию на думской кампании. В любом случае партиям и кандидатам в президенты для успешной борьбы придется найти точки соприкосновения.