Мнения

Андрей Рудалёв
литературный критик, публицист, Архангельск

Госзаказ возвращает культуре смысл

17 октября 2024, 09:00

В утвержденной недавно Стратегии государственной культурной политики до 2030 года в качестве приоритетного направления говорится о госзаказе.

Про необходимость возрождения госзаказа еще в 2003 году в ходе заседания Совета по культуре и искусству заявил президент Владимир Путин. Тогда он отметил, что госзаказ направлен на «создание произведений, имеющих безусловную общественную ценность». При этом добавил, что «нельзя патронировать и тиражировать бездарность. Критериями должны оставаться талант и значение того или иного проекта для духовной жизни общества, страны в целом».

Уже тогда вектор на общее дело был определен, но понадобилось два десятилетия, чтобы он был сформулирован в качестве стратегического направления. Слишком сильна в культуре оказалась инерция перестроечных и постсоветских демократизаторских догм. Слова о возрождении госзаказа, по сути, проигнорировались, а подобная система была ассоциирована с той самой бездарностью и рассматривалась в качестве призыва к низкопробному и несвободному.

Если что-то и делалось, то скорее в формате призрака госзаказа. В выборочной поддержке, что не делало абсолютно никакой погоды. Проблема состояла еще и в том, что продвигать и на что делать ставку. Общество, не очнувшееся от смуты 1990-х, еще не могло сформулировать необходимые ценностные ориентиры, а идеология состояла в равнении на цивилизационных «передовиков» с привнесением черт местного колорита.

Да, тогда же российский лидер добавил, что «профессиональный художник всегда сам осознает грани дозволенного в общественной морали. Он сам тонко чувствует и потребности общества, и его настроение». К сожалению, как показало время, это происходит далеко не всегда, и это тоже предмет для большого разговора.

Долгое время тема госзаказа представлялась как нечто пугающее, как одно из главных свидетельств цензуры, которая вообще была демонизирована, при том, что действовала и либеральная цензура, и цензура потребительного общества.

Главенствующей схемой взаимоотношений культурного деятеля и государства была их обособленность: художник сам в себе, государство само по себе, становясь равнодушным к культуре и постепенно переставая воспринимать эту сферу в качестве первоочередной (если речь не идет о зрелищах).

Причем главенствовала линия, что государство не имеет никаких прав не только на влияние, но и на то, чтобы заявлять о своих интересах в сфере культуры. Это было однозначно заклеймено как диктат. Единственный одобряемый коммуникативный посредник между государством и художником – ресурсы, финансы. Государство обязано финансировать, создавать условия, но конечный продукт – не его дело. Такая ситуация будто бы являлась залогом свободы художника и его творчества. Другим условием стал императив об отсутствии идеологии исходя из представления, что она – оковы для творчества, которые губят все до основания.

Отодвинув государство в сторону, постсоветская культура не оказалась в безвоздушном пространстве. Высшим мерилом для нее стал скорый успех и финансовая состоятельность. Соответственно, и экономические рычаги влияния вполне себе принимались, только не со стороны государства. Так, в качестве внешнего фактора влияния допускался бизнес или частная инициатива. В ней предлагалось видеть либо беззаветное меценатство, либо ориентированность на тот же успех, что трактовалось как фактор развития культуры, который якобы при этом не покушается на ее свободу.

В качестве непорицаемой частной инициативы могли выступать хоть структуры Сороса, хоть Ходорковского. Но только не государство, ибо утверждалось, что из этого по определению ничего хорошего не выйдет, а только осетрина второй свежести.

Опять же, нельзя сказать, что российская культура оказалась внеидеологичной. В ней действовала своя конъюнктура. Основные догматы, на которые ориентировалась, это постоянно подогреваемый критицизм по отношению к своему предшествующему историческому опыту (особенно советскому, а через это и вся история окрашивалась в темные тона, связанные с удушением любой свободы); отмена и переформатирование отечественной традиции, канона. В качестве идеала выступало приобщение к западной культурной традиции. С другой стороны, запрос или заказ Запада состоял в получении плохих новостей из России, на это и затачивался культурный мейнстрим, очень сильно напоминающий стратегию Эллочки Людоедки.

В итоге мы получили ожидаемое: предельное отчуждение современной отечественной культуры от своего государства, от своей страны, а после 24 февраля 2022 года и от своего воинства, народа. Иного и быть не могло, ведь культурный проект переформатирования и отмены отечественной цивилизации (его можно назвать по аналогии со знаменитым письмом либеральной интеллигенции октября 1993 года «Раздавить гадину!»), длившийся почти три десятилетия, если не рухнул с началом СВО, то в полной мере явил все свое неприглядное.

Спецоперация, а вместе с ней возвращение отечественной истории, послужили поводом к ревизии действующей стратегии в области культуры, в том числе и во взаимоотношениях художника и государства. Стало совершенно очевидно, что прежние установки не просто отжили свое, но и оказались крайне деструктивными. Причем не только для национальных интересов страны, но и для самой культуры, в которой главенствовал культ подражательности, имитации. Ей было навязано стойкое самоощущение вторичности по отношению к западной. Поэтому она и стала по преимуществу эпигонской.

Процесс преодоления существующего порядка вещей едва ли можно назвать скорым, имея в виду тяжкое наследие десятилетий культурной перестройки. Сейчас еще сильна инерция прежних догм западоориентированности. Присутствует определенная растерянность. Отсюда и реакция культуры на происходящие глобальные события – зачастую имитационная, для галочки. Ее прежние формы и установки оказались абсолютно не готовыми к новым цивилизационным вызовам. Часто она реагирует на развернувшуюся реальность через позицию невмешательства, пытается сохранить прежнюю картину мира, которая ею трактуется в качестве подобия потерянного рая. Поэтому и часты истерические реакции, а также попытки закрыться от реальности: раз художник был автономен от власти, то он должен быть и вне политики, под которую подгоняется все, что угодно, касающееся интересов государства. В лучшем случае можно использовать формулу «все сложно» и так прятать голову в песок.

Именно такой тип культуры создавался: отечествонейтральный. Поэтому и до сих пор инерционно превалирует прежняя установка, что формат культурной мобилизации или преображения не нужен. Через это происходящее интерпретируется как временная хворь, которую надо переждать. Создаются имитационные жесты-реверансы, но без каких-либо серьезных структурных изменений. Это можно наблюдать во всех сферах: от кинематографа, музыки до литературы, являющейся стержневой для отечественной цивилизации.

Пророссийская повестка, художественные высказывания, расшифровывающие причинно-следственную связь происходящих событий, транслирующих отечественную позицию, ее правду, все еще воспринимаются с опаской, если не отторжением, интерпретируются за нечто враждебное художественному творчеству. При этом западная конъюнктура и идеологические установки продолжают восприниматься как передовая сущностная основа любого художественного высказывания, которое в следовании им обретает особое качество.

Госзаказ как раз и призван остановить игры в прятки с реальностью. Преодолеть ту самую отечествонейтральность или отчужденность. Произвести необходимую перезагрузку отечественной культуры.

Сейчас госзаказ сформулирован в качестве средства культурной защиты. В Стратегии культурной политики говорится, что он направлен «на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и защиту исторической правды». При этом понятно, что через него должно быть сформулировано и позиционирование себя в мире, образ отечественной цивилизации, которую сама история вновь вывела в качестве альтернативы западному диктату. То есть госзаказ в сфере культуры призван выполнять не только роль защиты отечественной уникальности от внешнего деструктивного облучения, но и реализовывать объединительные функции: ближнему зарубежью напомнить об истории общности, большому миру о конкурентной антитезе западному мироустройству и системе «вассал – гегемон». Поэтому и через вектор госзаказа следует создавать соответствующие институции.

Важно, что это должно быть не средство герметизации и регламентации культуры, а мощный драйвер для ее развития и освобождения как от внешних оков, так и от вирусной догматики новейшего смутного времени. Свобода в способности слышать музыку вернувшейся истории.

Понятно, что речь идет не о каких-то точечных действиях, а о формулировании общего целеполагания. Пусть это будут не идеологические установки, но посыл, исходящий из четкой артикуляции уникальной отечественной цивилизационной сущности. На нераздельное единство ее истории, восприятии географии, как единого телесно-духовного организма, а также с акцентом на истории общности.

Госзаказ призван компенсировать дефицит соразмерности культуры развернувшимся реалиям возвращенной истории. То есть хочешь – не хочешь, но нашему обществу предстоит большой разговор о своей самоидентификации и построение планов на исторические перспективы.

Вам может быть интересно

Минфин США ввел санкции против Газпромбанка
Темы дня

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Как Трамп будет разорять Китай

Потери в сотни миллиардов долларов уже в ближайшие месяцы могут ожидать Китай – а все из-за документа, который только что принят в Соединенных Штатах. Теперь все зависит от решения следующей администрации Белого дома и лично Дональда Трампа. О чем идет речь и как Трамп хочет выдавить Китай с американского рынка?

Орбан заявил о конце 500-летнего доминирования западной цивилизации

МУС выдал ордер на арест Нетаньяху

Банковские счета детей предложили раскрыть для родителей

Новости

Путин наградил композитора Крутого орденом

Президент России Владимир Путин наградил композитора Игоря Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Министр обороны Британии не прокомментировал удары Storm Shadow вглубь России

Министр обороны Британии Джон Хили отказался комментировать удары украинских ракет Storm Shadow вглубь территории России, сославшись на угрозу оперативной безопасности.

В Абхазии выдвинули первого кандидата на выборах президента

Пять общественно-политических организаций Абхазии заявили о поддержке Адгура Ардзинбы на предстоящих выборах президента страны, которые состоятся досрочно.

Сербия обратилась к России за помощью в строительстве нефтепровода

Россия готова помочь Сербии в проекте строительства нефтепровода через Венгрию к «Дружбе», заявил вице-президент «Транснефти» Владимир Каланда.

ВС России выбили ВСУ с северного берега Кураховского водохранилища

Российские войска полностью зачистили северный берег Кураховского водохранилища от украинских сил, что подтверждает заявление советника главы ДНР Игоря Кимаковского.

Соучастника мошенничества против Долиной задержали в Москве

В столице задержан 27-летний житель Республики Татарстан, подозреваемый в участии в многомиллионном мошенничестве против певицы Ларисы Долиной, сообщили в правоохранительных органах.

В доме у продюсера Мишина прошли обыски

Силовики проводят обыски в загородном доме продюсера Игоря Мишина, который находится в подмосковном коттеджном поселке «Раздоры», сообщили в правоохранительных органах.

СБУ арестовала несколько семей по подозрению в симпатиях к России

Служба безопасности Украины задержала в Херсоне и других городах подростков и целые семьи, подозреваемых в сотрудничестве с Россией, сообщил начальник управления информационной политики Херсонской области Евгений Брыков.

Канада решила передать Украине новейшую систему ПВО NASAMS

Канадская система противовоздушной обороны NASAMS, закупленная для Украины, вскоре будет доставлена из Польши через границу, сообщил министр обороны Канады Билл Блэр.

Офис Нетаньяху обвинил МУС в войне против Израиля

Выдача МУС ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны Йоава Галанта ставит Международный уголовный суд (МУС) на сторону региональной войны против Израиля, заявил советник офиса премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман.

Украина заявила об ударе МБР по Днепропетровску

По украинскому Днепропетровску нанесен групповой ракетный удар, включая применение межконтинентальной баллистической ракеты МБР, передает Reuters и Financial Times со ссылкой на ПВО Украины.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?