Новый год начался на Украине с продолжения форсированной политики по дискриминации русского языка и русскоязычных культурных продуктов. Для начала чиновники отчитались об успешной борьбе против российской книгопечатной продукции, которая приобретает по-настоящему оруэлловский характер. В течение 2019 года власти официально запретил ввозить из России 151 издание общим тиражом около миллиона экземпляров, о чем с немалой гордостью сообщили в украинском Государственном комитете по телерадиовещанию.
Все эти запреты имеют характер ярко выраженной идеологической цензуры. Но среди ее жертв преобладают совершенно невинные и аполитичные книги. А высказанные в их адрес претензии за версту отдают ядреным конспирологическим психозом и паранойей.
Среди запрещенных «российских» книг указана специализированная работа экономиста Росса Геддеса: «IPO и последующие размещения акций», только потому, что в ней обнаружили цитату Владимира Путина. А книгу американского астронавта Скотта Келли «Стойкость: мой час в космосе» запретили из-за «восхваления российской космонавтики и России». Просто потому, что американец с уважением написал про своих напарников и коллег, с которыми он работал в составе международных проектов.
Пострадал злостный антисоветчик Сергей Довлатов, который печатался в самиздате еще в далекие советские времена – бдительные цензоры нашли в предисловии к его книге упоминание российского актера Сергея Безрукова, который внесен в официальный список врагов украинской нации. По этой же причине было запрещено и кулинарное издание «Грузинская кухня: любовь на вкус» – в нем отыскались комментарии российских селебритис, «создающих угрозу национальной безопасности Украины».
Среди остальных запрещенных книг стоит отметить детские рассказы в сборнике «Про Белочку и Тамарочку», а также антиукраинскую книгу «Дедушкины советы пчеловода», посвященную эффективному медосбору и уходу за пчелиными семьями. Популярное издание Джона Хейвуда, посвященное истории скандинавских викингов не понравилось украинским чиновникам своей трактовкой древнерусской истории. А книги индийского религиозного философа Пхагван Шри Радниша якобы «восхваляют государство-агрессора и заявляют о генетической избранности русских».
Впрочем, восхвалять русских совершенно необязательно – чтобы попасть под запрет, достаточно просто упомянуть в своей книге названия агрессорских соцсетей. Целая куча специализированной литературы об интернете оказалась в черных списках лишь потому, что в них были упомянуты «Одноклассники», «ВКонтакте», «Яндекс» или «Maіl.ru», официально запрещенные на Украине еще во времена Петра Порошенко. В частности, туда попало руководство «Как построить интернет-компанию и не сойти с ума», которое наверняка окончательно подорвало бы ту самую хрупкую украинскую безопасность.
Как не сойти с ума, читая о параноидальном идиотизме украинской цензуры? Чтобы понять ее логику, достаточно знать о том, что за запретом книг стоит заместитель главы Гостелерадио Украины Богдан Червак – бывший кандидат в депутаты от ВО «Свобода» и лидер ультраправой Организации украинских националистов, известный своей симпатией к украинским эсэсовцам. «Считал и считаю, что украинцы, которые воевали в рядах дивизии «Галичина» – герои. Молодые юноши взяли в руки оружие с одной целью: победить Россию», – публично заявлял этот госчиновник, который, начиная с 2015 года, осуществляет идеологический контроль над украинским книгоиздательством. Так что стоит подивиться тому, что в Украину вообще пропускают напечатанные за поребриком книги.
Впрочем, «культуркампф» против страны-агрессора не ограничивается просторами книжных магазинов и рынков. Эта борьба проходит и в украинских школах. 16 января Верховная Рада приняла законопроект о среднем образовании, который целиком направлен против интересов русскоязычного населения Украины. Согласно положениям нового закона, обучение на русском языке сохранится только в детских садах и в начальной школе. Начиная с пятого класса, дети будут проходить основную часть программы на государственном языке. Исключение из этого правила было сделано лишь для крымских татар и носителей официальных языков стран Евросоюза – для них предусмотрены специальные послабления, чтобы ненароком не обидеть белых европейских господ.
Эта апартеидная система ставит русский язык на самое последнее место. И открыто унижает русскоязычных граждан, которых фактически лишают возможности обучать детей на их родном языке, несмотря на формальное равенство, гарантированное им основным законом страны.
«Большинство фракций украинского парламента во главе со «Слугами народа» растоптали права человека в Украине. Приняв антиконституционный закон «О среднем образовании», они официально разделили украинских граждан на сорта, закрепили языковую и культурную дискриминацию русских и русскоязычных. В случае вступления в силу этого закона в Украине ксенофобия утвердится в качества государственной идеологии, и наша страна будет вычеркнута из числа цивилизованных государств. Конституция Украины декларирует недопустимость языковой дискриминации, гарантирует миллионам русскоязычных граждан Украины право на свободное использование, развитие русского языка в Украине, на получение образования на родном языке. Но вопреки прямым нормам Конституции, принятый парламентом закон лишает этого права детей русскоязычных украинских граждан. Власть Зеленского, нарушая Конституцию Украины, определяет, что у русскоязычного пятиклассника в четыре раза меньше конституционных прав, чем у его сверстника, говорящего на одном из языков ЕС», – констатируют в партии «Оппозиционная платформа – За жизнь».
Но даже представители этой политической силы, которая шла в Раду под лозунгом нормализации отношений с Москвой, дали против закона только три голоса своих депутатов. А два представителя этой фракции и вовсе поддержали дискриминацию собственных избирателей, проголосовав за отмену русскоязычного обучения в школах.
Все это не должно удивлять. Партия Владимира Зеленского цинично использовала в своих целях голоса русскоязычного населения Украины, смертельно уставшего от бесконечного националистического джихада Петра Порошенко. Эти люди наивно рассчитывали на прекращение войны и изменение гуманитарного курса страны, связывая свои надежды с «командой Зе». Однако новая власть состоит из типичных представителей украинского политического класса, которые определяют свою повестку триадой «армія-віра-мова» и полностью разделяют идеологию своих предшественников.
Больше того – курс на системную дискриминацию русского только усилится. Так, будут украинизированы все интернет-СМИ, официально зарегистрированные в Украине – а также их мобильные приложения и страницы в социальных сетях, вроде Фейсбука и Инстаграм. Эта норма, опять-таки, не касается только крымско-татарских сайтов, а также привелигированных медиа на английском языке и других языках ЕС. А вишенкой на торте станет драконовский закон о средствах массовой информации, внесенный на голосование в Раду. Он вводит суровые наказания за цитирование «представителей государства-агрессора», за «восхваление деятелей советского периода» и позитивное освещение истории СССР, а также за элементарную критику украинской власти, которую будут пресекать в рамках «борьбы против дезинформации». И все это окончательно превратит Украину в вариант сбывшейся тоталитарной антиутопии.