Мнения

Денис Селезнев
блогер

Украина расколота без перспективы расколоться

14 июня 2018, 16:50

Фото: Станислав Красильников/ТАСС

Украинские придворные социологи и политологи бьют в набат. Оказывается, в преддверии выборов на Украине вновь обнаруживается региональный раскол.

Так, директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко вдруг обнаружил, что ситуация в стране возвращается к прежней, до 2014 года. Тут же мастер выживаемости при любой власти политолог Фесенко замечает, что политические предпочтения регионов в стране полярно разные. Невероятные открытия делают эти не очень почтенные люди.

И действительно, начиная с весны 2014 года на Украине было принято делать вид, что никакого раскола в стране больше нет, но есть единство и сплочение вокруг светлой и лучезарной идеи независимости и евроинтеграции.

Доказательством тому явилась окраска мостов, тротуаров, лавочек в желтый с голубым и многочисленные заполонившие Украину баннеры с лозунгом «Единая страна», самый масштабный из которых был размещен в Киеве на центральном универмаге, выкупленном незадолго до Майдана Ринатом Леонидовичем Ахметовым.

И, похоже, в эту игру «мы едины» поверили даже те, кто и не должен был верить. Другими словами, сами начали нюхать тот порошок, что продавали другим.

С началом войны в стране развернулась травля остатков разгромленной Партии регионов и пророссийского лагеря. Естественно, что такая атмосфера не могла не сказаться на готовности людей даже на анонимных опросах, а тем более на опросах по телефонным базам, открыто и искренне высказывать свою позицию.

Да и позиция обывателя, нередко находящаяся в прямой корреляции с накалом информационной войны, может меняться так же стремительно, как спадает и сам этот накал.

В итоге благостная картинка единения развалилась сразу же, как только градус страстей поостыл и стало очевидно, что ничего, кроме нового, еще более жесткого ограбления, победители коллективного Януковича предложить не могут.

Да и фактор страха отошел на задний план, учитывая, что грозные вездесущие «правосеки» – не что иное, как новая волна рэкета по переделу мелкого и (реже) среднего бизнеса, и никаких фашистских лагерей в стране не планируется. Что, кстати, в том числе вызывает откровенное сожаление многочисленных профессиональных «антифашистов», переместившихся из Украины в Россию.

До войны Украина политически и социологически различалась примерно на четыре региона.

На одном полюсе стояли Донбасс и Крым, имеющие практически идентичные результаты в период голосований и всевозможных политических исследований, на другом полюсе находилась Западная Украина.

Несколько меньшую полярность проявляли южные и восточные области, такие как Харьковская, Одесская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Днепропетровская. Естественно, что по своим результатам они всегда были близки к Донбассу и Крыму.

Центральная Украина и особенно Киев больше склонялись к Западу, но никогда не достигали и близко такого единения с национальным духом, которое можно было бы увидеть в Ивано-Франковске или Тернополе. Более того, можно сказать, что северная Украина, как то Чернигов или Сумы, находилась в постоянном колебании между двумя полюсами.

После 2014 года, когда из страны выпали Крым и Донбасс, а в политической и медиасреде западный вектор получил тотальное преимущество, естественно, что былой раскол несколько утратил актуальность.

Но он никуда не исчез, как это могло показаться в момент эйфории «победителям».

Стоит сказать, что украинская политическая элита всегда паразитировала на различиях между регионами и с каждыми последующими выборами углубляла раскол.

По данным Института социологии Украины, если в 2003 году около 10% респондентов считали, что между регионами происходит отдаление и рост враждебности, то к 2013 году таких респондентов было уже 30%.

Начиная с 90-х годов одной из ключевых избирательных технологий было стравливание областей в вопросах истории, языка и ориентиров во внешней политике.

Никакой социальной повестки, которая бы имела принципиальные отличия и вырвалась бы за эти узкие региональные рамки, украинские партии предложить не могли, так как все в равной мере являлись представителями тех или иных олигархических группировок.

Реальная конкуренция и мобилизация была возможна лишь в актуализации проблемных вопросов между регионами. Результаты подобного стравливания вполне проявились в 2014 году. Сегодня потенциал для такого стравливания сохраняется, хотя и не в такой мере, как, скажем, в 2013-м, но он по-прежнему очень высок.

Для примера можно взять несколько идеологических маркеров по состоянию на весну 2015 года – когда, по мнению некоторых экспертов, на Украине существовало какое-то там единство.

Институт социологии приводит следующие данные: если на западе Украины наиболее отрицательным персонажем украинской истории 60% считали Сталина, но на востоке и юге таких уже было лишь 20%. И наоборот, если на западе наиболее значительным злым гением Степана Бандеру называл лишь 1% респондентов, то на востоке и юге – 25%.

Подобная полярность существует и относительно позитивных оценок этих исторических персонажей – на западе Бандера наидостойнейший персонаж в украинской истории для 35%, а на юге и востоке таковым его считают лишь около 5% респондентов, а Сталин, соответственно, получил 3% и 15% симпатий в полярных регионах.

Такая же поляризация и в отношении исторических событий.

Распад СССР считают наиболее негативным моментом украинской истории на западе 6% респондентов, а на юге и востоке – до 35%. Провозглашение независимости для жителей запада наиболее позитивное явление в украинской истории в 60% случаев, а на юге и востоке – только в 20%.

Подобные различия очевидны и в оценке действий нынешней власти в отношении идеологических маркеров. Так, законодательное уравнивание коммунизма и нацизма на западе страны не одобряет 25% респондентов, а на юге и востоке – около 60%, причем в обоих регионах около трети не может или не желает высказать своего отношения к подобным решениям.

Еще большая поляризация в вопросе – была ли война 1941–1945 годов Великой Отечественной для Украины. На западе не согласны с таким названием 35% респондентов, а на востоке и юге – только около 3%.

Переименование городов и улиц, носящих имена, связанные с советским периодом, на западе поддерживают 60% опрошенных, а на востоке и юге – только 20%.

Этих элементарных маркеров достаточно, чтобы понять: раскол никуда не исчез, а, учитывая приведенные выше факторы, по состоянию на 2018 год стал еще более выраженным.

Но представляет ли это проблему для целостности и стабильности украинского государства на данный момент? Осмелюсь предположить, что нет.

Дело в том, что если взять стороны, которые можно было бы заподозрить в заинтересованности в углублении раскола, то вряд ли они могут продемонстрировать какие-то успехи в данном направлении.

Российская Федерация, которая, согласно украинской пропаганде, является главной угрозой и врагом целостности Украины, в реальности не предпринимает в этом направлении никаких действий. Москва явно и последовательно взяла курс на сохранение стабильности Украины в тех границах, в которых она сейчас находится.

Даже если я ошибаюсь и на самом деле, вопреки публичным заверениям официальных лиц, Россия заинтересована в дальнейшей дезинтеграции Украины, то повлиять на внутреннюю ситуацию она просто не в состоянии. Серьезных экономических, политических и медиаресурсов на Украине у России уже просто нет.

Что касается ДНР и ЛНР, то они вообще прямого влияния на происходящее вне так называемой зоны АТО не оказывают и тем более оказать не могут. Разве что можно говорить про влияние косвенное, которое заключается в том, что чем тише на фронте, тем больше внимание населения к собственно внутренним проблемам.

Сама же украинская оппозиция, представленная осколками разгромленной Партии регионов, тем более не заинтересована в каком-то чрезмерном педалировании раскола. Слишком большие потери понесли основные спонсоры этих партий во время событий в Крыму и в Донбассе, и усугублять их, естественно, они не будут.

Таким образом, если Украине и суждено потерять стабильность в грядущий избирательный год, то фактором дестабилизации станут скорее разборки внутри самой разлагающейся правящей коалиции.

В этой ситуации «бело-синяя» оппозиция и некие виртуальные пророссийские силы могут лишь подобрать какие-то лишние проценты, но не более того.

Международный и внутренний консенсус элит относительно необходимости удержать Украину от дальнейшего распада сейчас видится свершившимся фактом.

Вам может быть интересно

США опровергли слова Зеленского о желании Вашингтона закончить конфликт к лету
Темы дня

«Байденовщина» опять мешает отношениям России и США

«Это чистая «байденовщина», – так охарактеризовал текущую политику США в отношении России глава МИД Сергей Лавров. В новом интервью дипломат дал довольно жесткую оценку диалогу с Вашингтоном: Штаты отказываются от договоренностей по Украине, вводят новые санкции и блокируют восстановление двустороннего сотрудничества. О чем говорят изменения в риторике Москвы?

Как Франция готовится напасть на Россию

Крупнейшие за последние годы военные учения начались во Франции. Легенда учений и странна, и показательна одновременно. Пресса открыто признает, что «французская армия готовится к возможной войне с Россией». Как именно французские военные представляют себе это столкновение и к чему готовят своих солдат?

В проекте новой Конституции Казахстана изменили статус русского языка

Экономист: Европа опоздала с созданием собственной платежной системы

Каллас назвала освистывание Вэнса на Олимпиаде «европейской гордостью»

Новости

Гендиректор Шереметьево назвал Домодедово убыточным активом

Генеральный директор аэропорта Шереметьево Михаил Василенко назвал аэропорт Домодедово разрозненным активом, объединяющим 25 компаний с убытками около 10 млрд рублей в год и задолженностью 75 млрд рублей.

Грузия решила защитить от антироссийских санкций ЕС морской терминал в Кулеви

Премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе заявил о готовности обсудить с ЕС вопрос терминала в Кулеви на Черном море, который Брюссель намерен включить в 20-й пакет антироссийских санкций. Об этом передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Рябков оценил перспективы нового саммита президентов России и США

Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков заявил о наличии идеи проведения саммита президентов России и США.

Минцифры предложило ввести возможность самозапрета на международные звонки

Минцифры России намерено доработать меру о запрете международных звонков без согласия абонента, сообщил статс-секретарь, замглавы ведомства Иван Лебедев на заседании комитета Госдумы по информполитике.

Посольство России подтвердило переселение туристов из отелей на Кубе

Посольство России на Кубе подтвердило факты переселения российских туристов из ряда отелей в другие гостиницы.

Вэнс: США вложат 9 млрд долларов в ядерную энергетику Армении

Соединенные Штаты инвестируют 9 млрд долларов в развитие ядерной энергетики Армении, сообщил вице-президент США Джей Ди Вэнс во время брифинга в Ереване с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.

Развожаев поручил вернуть организаторов концертов в Севастополе в реальность

Власти Севастополя ужесточили контроль за проведением концертов после отмены выступления популярного блогера, сославшись на высокий уровень террористической опасности.

Объявлены сроки начала операции НАТО «Арктический часовой» в Гренландии

Североатлантический альянс планирует начать операцию Arctic Sentry («Арктический часовой») на территории Гренландии в ближайшее время, пишет Reuters со ссылкой на свои источники.

Трудовым мигрантам с низким доходом решили запретить продлевать патенты на работу

Комиссия по законопроектной деятельности правительства одобрила поправки в закон о правовом положении иностранных граждан.

Суд Москвы запретил экс-банкиру продавать недвижимость на Манхеттене и Кипре

Арбитражный суд Москвы запретил бывшему президенту банка «Открытие» Рубену Аганбегяну и его супруге Веронике Мисютиной отчуждать земельный участок с однокомнатным кондоминиумом на Манхеттене, а также виллу на Кипре.

Польские СМИ обвинили Зеленского в развале энергосистемы Украины

Масштабные отключения электричества и коррупция в энергетике вызвали резкую реакцию в Польше, где раскритиковали действия Владимира Зеленского.

ЕС предложили перевести активы России из Бельгии в подконтрольный депозитарий

Европейскому союзу следует рассмотреть возможность вывода замороженных российских активов из бельгийской юрисдикции и их перемещения в новый депозитарий под контролем ЕС, считает экономист Хьюго Диксон, один из авторов концепции «репарационного кредита».
Мнения

Сергей Миркин: Как русофобия породила Холокост

У Варшавы в 1939 году была «золотая акция»: во многом от ее позиции зависело, будет ли подписан оборонительный договор между СССР, Британией и Францией. Поляки сделали всё, чтобы этого не произошло.

Глеб Простаков: Европа – на скамейке запасных партнеров России

В основе происходящей в Европе суеты – ожидание крупной российско-американской сделки, где Европе отведена роль реципиента новых правил игры. И тут включается чистая конкуренция: кто первым «добежит до Путина», тот имеет шанс получить свой кусок пирога.

Юрий Мавашев: Как США пытаются сузить российские горизонты Индии

История с портом Чабахар – лишь эпизод в длинной череде попыток США лишить Нью-Дели стратегической перспективы и субъектности. США усиленно пытаются разорвать связи между Индией, Ираном и Россией.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов