Мнения

Андрей Манчук
политолог

Освободить Москву от машин

7 сентября 2016, 18:00

Фото: фото из личного архива

Вопрос о реформе городского пространства в центре Москвы уже несколько месяцев является центральной темой общественных дискуссий и междусобойчиков в социальных сетях.

Реконструкция центра Москвы в целом вызывает одобрительную реакцию жителей российской столицы

Отправной точкой этой полемики можно считать программную статью профессора Высшей школы урбанистики Григория Ревзина, опубликованную на сайте Центра Карнеги.

По сути, он изложил в ней идеологию реформы инфраструктуры российской столицы, которая должна быть направлена на уменьшение количества машин, радикальное расширение пешеходных зон и органично связанное с этим развитие городской транспортной системы.

«Чтобы мегаполис поехал, нужно, чтобы он пошел… Если вы хотите уйти от транспортного коллапса в городе с радиально-кольцевой планировкой, вам нужно сделать центр преимущественно пешеходным», – написал Ревзин.

По его словам, власти намерены ограничивать въезд частных автомобилей в центр Москвы, реализовывая эту политику через введение платных парковок, сокращение площади автомагистралей и повышение качества услуг общественного транспорта.

Эти планы предсказуемо вызвали критику оппозиционных блогеров и политиков, которые видят в попытках реформировать центр Москвы самоуправство чиновников, пытающихся регулировать городскую жизнь, а также авторитарное желание посягнуть на суверенные права и свободы частных автовладельцев.

А один из оппонентов Ревзина Андрей Архангельский даже посчитал, что платные парковки и широкие тротуары еще дальше отдаляют российское общество от демократии, возвращая Москву прямиком к временам сталинизма.

Точка в этой дискуссии не поставлена, но из нее вполне очевидно – большинство российских либеральных экспертов то ли не знают, то ли на время забыли о том, что ограничение движения автотранспорта в пользу новых пешеходных пространств, которое походя приравнивается в их риторике к сталинизму, давно является главным трендом прогрессивной урбанистической политики европейского образца и осуществляется именно с подачи демократических политиков.

Среди прочего об этом свидетельствует опыт Лондона, где власти провели в этом направлении гораздо более смелые и наступательные реформы, которые дали достаточно очевидные результаты.  

В 1990 году, когда Борис Ельцин, еще в статусе народного депутата СССР, прилетел в Англию на политические смотрины к британскому премьеру Маргарет Тэтчер, эта встреча с «железной леди» едва не сорвалась из-за заторов на лондонских улицах.

Москвичи дают карт-бланш мэрии на реконструкцию городского пространства (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Как вспоминает в своей книге Леонид Млечин, будущий президент России очень нервничал из-за опоздания на Даунинг-стрит, опасаясь, чтобы его карьера не забуксовала в пробках британской столицы.

Этот анекдотический случай, между прочим, демонстрирует, насколько остро стояла в Лондоне транспортная проблема, за которую критиковали именно Тэтчер – поскольку она ликвидировала излишне независимый и «левый» муниципальный совет, чтобы правительство консерваторов управляло жизнью мегаполиса в ручном режиме. Но так и не добилась в этом управлении особых успехов.

Десять лет спустя, в 2000 году, проблема только усугубилась – в главном городе Англии стало еще больше автомобилей, а строительство новых транспортных магистралей не поспевало за темпами увеличения уличного трафика и не могло выправить ситуацию.

Лондон стоял – средняя скорость движения на его улицах обычно не превышала тогда 15 километров в час, а приватизированное метро практически не развивалось, страдая от пассажирских перегрузок.

Все это серьезно вредило экономической жизни мегаполиса, но еще более пагубно сказывалось на экологической обстановке. Ведь знаменитый лондонский смог, основным источником которого являются чадящие в заторах автомобили, кажется романтичным только в рассказах о Шерлоке Холмсе и традиционно считается причиной множества опасных хронических заболеваний.

Кризис ощущался настолько серьезно, что жители Лондона осознали необходимость коренного реформирования транспортной системы и добились учреждения выборной должности мэра города.

Им стал Кен Ливингстон – опытный политик и управленец из левого крыла Лейбористской партии, который руководил муниципальным советом города в восьмидесятых, пока его не распустила Тэтчер. Он обещал лондонцам продемонстрировать политическую волю, эффективно разрешив транспортную проблему.

И хотя на тот момент Красного Кена не поддержали даже собственные однопартийцы, которых отпугивал радикализм предложенных им реформ, жители британской столицы массово проголосовали за него в качестве независимого кандидата.

Кен Ливингстон и его команда, в которую вошли общественные активисты и эксперты социалистических взглядов, оправдали эти надежды.

Несмотря на недовольство консервативных элит, новый мэр решился ввести плату за въезд в центральную часть города, чтобы максимально ограничить количество частного автомобильного транспорта. Стоимость проезда в центр первоначально составляла 5 фунтов, а впоследствии даже повысилась.

Однако те, кто желал сэкономить, могли оставить свои машины на специальных «перехватывающих» парковках, чтобы воспользоваться новыми линиями муниципальных  автобусов, которые существенно расширили маршрутную сеть и в первый же год реформы перевезли около 2,3 миллиарда человек – почти на 20% больше, чем в прежние годы.

Уже вскоре эти шаги дали свои результаты. Как оказалось, при снижении количества автомобилей всего на 10-15% время простоя в пробках сразу же сократилось примерно на 25-30%, от чего, в первую очередь, выиграли сами водители.

В целом же количество машин в центре Лондона уменьшилось на 40%. А это не только позволило увеличить среднюю скорость транспортного потока до 40 километров в час, эффективно решив проблему заторов, но и на треть понизило общее количество вредных выбросов в атмосферу.

Более того, интенсивное развитие муниципального автотранспорта со временем привело к снижению тарифов на проезд в автобусах и отмене оплаты проезда для детей. А вырученные за счет «налога на автомобилистов» средства пошли на развитие общественного транспорта и компенсацию проезда для льготников.

Улучшилась и городская инфраструктура, ведь сокращение количества автомобилей предоставило возможность расширить пешеходные зоны, открывая новые кафе, скверы, спортплощадки и объекты культурной сферы.  

Конечно, масштабная реформа транспортной системы и городского пространства не могла проходить совершенно гладко, без ошибок, вызовов и проблем, которые то и дело приходилось решать Ливингстону.

Однако ее успех вполне очевиден – и недавно избранный мэр британской столицы лейборист Садик Хан обещает продолжить освобождение Лондона от машин.

При этом сторонники продолжения политики «деавтомобилизации» особо подчеркивают, что она отвечает запросам и интересам большинства жителей города, позволяя преодолеть социальный эгоизм условного «автомобильного лобби».

На это указывает поражение правых политиков во главе с Заком Голдсмитом, которые пытались опереться на недовольных реформой, но не получили существенной поддержки избирателей.

Вполне очевидно, что подобные изменения давно назрели в российской столице, поскольку опробованные в Британии меры позволили бы Москве в короткие сроки решить ее основные транспортные проблемы.

Какой могла бы быть такая реформа, если бы проводить ее, опираясь на «левый» урбанистический опыт Лондона или Барселоны?

В первую очередь, было бы целесообразно ограничить движение частных большегрузных автомобилей (не считая техники коммунальных и социальных служб), а также частного автотранспорта класса «люкс», введя для них систему оплаты за проезд в центральную часть города.

Как показывает лондонский опыт, именно эти категории автотранспорта больше всего затрудняют движение автобусов, троллейбусов и трамваев, постоянно провоцируют дорожно-транспортные происшествия и в целом являются одной из главных причин образования дорожных заторов.  

При таком подходе реформа практически не затронула бы интересы «простых»  московских автовладельцев, хотя, как показал опыт Лондона, реконструкция городского пространства не ущемляет интересы автомобилистов, поскольку они тоже заинтересованы в том, чтобы город стал более экологичным и удобным для жизни.

А развитие и совершенствование системы общественного транспорта за счет сокращения автомобильных потоков позволит перемещаться по мегаполису быстрее, чем сейчас, когда движение то и дело тормозят внезапно возникающие «тянучки».

Строительство специальных охраняемых стоянок, оборудованных в районе основных транспортных узлов-хабов – возле станций метрополитена и автобусных остановок – позволит москвичам оставлять свои автомобили, чтобы продолжить движение по городу.

На очищенных от заторов улицах должны появиться новые маршруты общественного транспорта, а на старые линии можно будет вывести дополнительное количество машин, сократив интервал движения между ними до 5-7 минут.

Кроме того, в рамках транспортной реформы необходимо закрыть городской центр для транзитного транспорта, который составляет сейчас около 35% всего городского автомобильного трафика – перенаправив его потоки на объездные трассы. При этом водители транзитных автомобилей давно ратуют за создание удобных объездных, поскольку им неудобно пересекать забитый транспортом мегаполис.

Все эти действия важны не только для борьбы против «тянучек». Они позволят кардинально улучшить экологическую обстановку в Москве, чтобы ее жители впервые за многие годы смогли дышать чистым воздухом.

Ведь на сегодня использование частных автомобилей обеспечивает 87% вредных выбросов в атмосферу огромного города, и это является одной из основных причин онкологических заболеваний, болезней сердечно-сосудистой, дыхательной систем и болезней кожи.

Кроме того, на экологическую ситуацию благотворно подействует создание новых парков и скверов, которые займут часть площади, освобожденной за счет урезанных автотрасс. А новые пешеходные площади, бульвары и променады оживили бы общественную и культурную жизнь российской столицы.

Естественно, такие реформы должны считаться с критической реакцией общественности, хотя вполне очевидно, что многие борцы с «диктатурой тротуара» и «наступлением саранчи» меньше всего озабочены насущными интересами горожан.

Однако важно понимать, что изменения городской среды путем наступления общественного интереса на частный сектор, которые стоят сейчас на повестке дня в Европе, России и других странах бывшего СССР, безальтернативны.

Причем опыт столицы однажды объективно должен будет распространиться на другие города, которые развивались без продуманной урбанистической политики двадцать пять лет подряд – с тех самых времен, когда на смену советским генпланам пришла хаотичная уплотнительная застройка общественного пространства.

Согласно данным опросов, реконструкция центральной части Москвы, где в последнее время создано несколько пешеходных зон, в целом вызывает одобрительную реакцию жителей российской столицы.

И это показывает, что общество, независимо от его отношения к тем или иным чиновникам, дает карт-бланш общественной поддержки для дальнейшего продолжения реконструкции городского пространства, которое позволит освободить Москву от машин.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?