Мнения

Татьяна Шабаева
журналист, переводчик

Прекрасное далеко или черное тире

1 сентября 2016, 12:20

Фото: facebook.com/tatiana.shabaeva

Американский юрист и правозащитник Кларенс Дэрроу вспоминал собственную школу так: «В школе были по меньшей мере два дня, которые делали нас настолько счастливыми, насколько это возможно. Один из них был первым днем учебного года, а другой – последним».

Школа воспитывает то, что для нее всего удобнее: конформизм

Речь идет о второй половине XIX века, но и сейчас многие поймут это настроение. Две даты и тире между ними – так герой Вячеслава Тихонова, учитель истории из фильма «Доживем до понедельника», определял то, что остается в памяти от большинства живших людей.

Когда я и люди моего поколения учились в школе, там было много чего нельзя – и на удивление много можно. Нельзя без школьной формы. Нельзя выбрать профиль обучения, даже если ты трепетный гуманитарий и в свои четырнадцать «точно знаешь», что алгебра с физикой тебе не понадобятся.

Но зато на переменах выходить из школы – можно. Без электронного пропуска в школу заходить. Выгонять бузотера-ученика учителю из класса – и то можно. Никакой тебе безопасности.

А сегодня в школе с порога можно увидеть плакат, как следует себя вести, если тебя захватили террористы. И там непременно напишут, что сопротивляться террористам нельзя никак, ни в коем случае. Надо быть как можно более смирным и надеяться, что тебя спасут.

Интереснее всего, что такой школу сделали те, кто учился в другой, прежней школе. Кто читал книжки про отвагу и борьбу, про самоотверженность и честь. И про пионеров-героев – обязательно.

Выходит, все это было менее важно по сравнению с тем, что в общем и целом школа воспитывает конформизм. А может, это правильнее назвать навыками выживания в агрессивной среде?

Школа – это отражение нашего общества (фото:Тушин Антон/ТАСС)

На днях в газете ВЗГЛЯД была опубликована статья бывшего учителя Андрея Зайцева «Что нам должна школа?». Он пишет там, что школа – «просто место, где учитель и ученик обмениваются информацией», ну и вскользь упоминает, что это также «прекрасное место для социализации».

Я бы поставила социализацию на первое место – вот почему. Эта функция сложнее и проще: с одной стороны, она исполняется всегда – даже если вовсе ее игнорировать, даже обычным самотеком.

А с другой стороны, как-то осмысленно ее регулировать – гораздо труднее, чем обучающую. Труднее уже с точки зрения цели – «чего хотим добиться?» В обучении – знаний, умений и навыков, это понятно. И даже дети, которые ненавидят школу, приобретают в ней знания, и иной раз не хуже своих более счастливых сверстников, а лучше.

А как в социализации? Каким должен быть на выходе из школы молодой человек? Ответственным и самостоятельным? Послушным? Яркой индивидуальностью с собственным мнением обо всем? Исполнителем с привычкой к методичному труду? Общительным и раскованным? Сдержанным и знающим четкие поведенческие рамки?

Как правильно? Мы не знаем. Но фактически школа воспитывает то, что для нее всего удобнее: конформизм.

Иногда – вполне откровенно, с громкими речами про служение государству. Иногда – лукаво, с заявлениями прямо противоположными, про самостоятельность мышления и творческое раскрепощение индивидуальности. Но все равно конформизм.

Лично знаю недавний случай в одной из самых лучших московских школ, где учитель литературы сперва задала сочинение про учителя (не любимого, а просто на выбор) – а потом публично раздраконила сочинение, которое посчитала неэтичным, и устроила публичное голосование: «поднимите руки, кого оно оскорбляет». И весь класс умненьких ребят, которые перед уроком читали это сочинение и покатывались со смеху, – поднял руки.

Классная руководительница – молодая женщина, обучавшаяся в той же школе, у той же учительницы – посчитала, что это совершенно нормально, и возложила всю ответственность на ребенка, написавшего сочинение.

А с другой стороны – ведь это и правильно, да? Если уж в жизни нередко приходится лицемерить, пожалуй, этому искусству надо начинать учиться пораньше? И, так сказать, жить в коллективе. С волками жить – по-волчьи…

То есть нет, я хотела сказать про чужой монастырь и свой устав. Он, этот устав, в лучших школах не менее, а более жесткий, чем «в обычных».

Это, быть может, и нормально, если не считать того, что представители подобных школ почему-то не говорят этого прямо, а напротив, очень увлеченно рассуждают про свободомыслие и творческую личность и сами себе присваивают право определять, где свободомыслие заканчивается, а начинается «антисемитизм», «ксенофобия» или «посягательство на свободу творчества». И вот это – как ни крути – очень скверно.

Но мы что-то много говорим про школу дурного, а в ней ведь есть хорошее? Между этими двумя датами – началом школы и ее окончанием? Очень даже есть!

И опять же: из хорошего редко вспоминается процесс приобретения знаний. Чаще – она, социализация. У меня с шестого по одиннадцатый был на редкость хороший класс и не было затруднений с учителями и знаниями, но спроси меня, что хорошего я помню из школы, – и я вспомню поход «без взрослых» в лесопарк, где в тот год на редкость буйно цвели весенние адонисы…

Да вдобавок совсем дикий случай, как наш класс тренировался эвакуировать на носилках раненого (на скорость!), и наши ребята на финише швырнули эти носилки вперед, отчего «раненый», пролетев по воздуху, основательно шлепнулся на землю… но остался весьма доволен, потому что мы – победили! Ну, явная же глупость – а до сих пор смешно…

Школа – это тонкий звучащий инструмент, настройке почти не поддающийся. Ведь не взрослые же высадили в лесопарке те адонисы, и не взрослые отрепетировали с нами тот маленький глупый триумф. Взрослые хотели чего-то другого, умного и неслучайного. Умное и неслучайное почему-то не очень вспоминается.

Венгерский математик и популяризатор науки Дьердь Пойа говорил, что в деле обучения не так уж важно, какова на самом деле ваша точка зрения: гораздо важнее то, есть ли у вас вообще какая-нибудь точка зрения или ее у вас вовсе нет…

«Единственные принципы, которые я отвергаю полностью,  это принципы, которым проповедующее их лицо само не следует».

И с этим вполне можно согласиться – с той лишь оговоркой, что какие-то принципы проповедовать легко и удобно, а за какие-то можно загреметь по 282-й статье. А мы ведь не хотим, чтобы это произошло с нашими детьми?

Нет, для своих детей мы хотим только хорошего. И школа дает нам то, что мы хотим. Она – отражение нашего общества. Осмотрительного, приспосабливающегося, боящегося террористов и вообще – всяких таких вывертов.

Слегка просевшего в своей тяге к знаниям, но в глубине души все же верящего, что они – сила. Или хоть не сила, но, по крайней мере, основание для материального благополучия.

А значит, все идет по плану, даже если плана не существует. Полет нормальный. Сегодня он начался снова.

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?