21 февраля, вторник  |  Последнее обновление — 10:36  |  vz.ru

Главная тема


Даже оппоненты России "шокированы" и "опустошены" внезапной смертью Чуркина

«Его будет очень не хватать»


Западные журналисты вспомнили о юморе и «взбучках» от Чуркина

«Русская ракета»


Павел Буре отказался от гражданства США

«Мы валимся в хаос»


Автор идеи об «аренде» Крыма: Еще пару недель, и собрать Украину будет невозможно

«будет иметь последствия»


Китай пригрозил корейскому холдингу из-за участия в строительстве системы ПРО

Особый случай


В Гибралтаре арестовали крупнейшую в мире парусную яхту российского миллиардера

«Ветераны АТО»


Украинские радикалы решили заблокировать железнодорожное сообщение с Россией

война в донбассе


Назначен новый комбат батальона «Сомали» вместо убитого Гиви

«непростительная чушь»


Американцы напрасно пытаются высмеять разведкорабль «Виктор Леонов»

подготовка сценария


Надана Фридрихсон: Трамп будет разбивать треугольник Москва – Тегеран – Анкара

украинское вундерваффе


Денис Селезнев: Пули новой разработки, от которых несладко придется даже танку «Армата»

Конференция по безопасности


Дмитрий Дробницкий: Первой целью нового мюнхенского сговора должен стать Трамп

на ваш взгляд


Россия признала паспорта ДНР и ЛНР. Какие дальнейшие шаги должна делать Москва по отношению к республикам Новороссии и Украине?


Что нам должна школа?

Андрей Зайцев, публицист
   30 августа 2016, 18:50
Фото: с личной страницы facebook.com

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

– Лучше бы школа учила детей варить пельмени! 

«Школа – не камера хранения ребенка на десять лет»

– Горожан надо учить выживанию в деревне, а селян – в городе.

– Хотят увеличить часы труда в школе, а не понимают, что скоро даже шоферов не будет – их роботы заменят.

– Школа учит только лояльности и идеологии, и это плохо.

– Историк не может быть министром образования, он ничего не понимает в точных науках.

Это лишь часть реплик и разговоров, которые я слышал за последнюю неделю. Родители, бабушки, дедушки, обыватели – все чего-то хотят от школы, считают, что она им что-то «должна».

По другую сторону «линии фронта» находятся учителя, полагающие, что им «должны» родители. Все списки литературы на каникулы, задания от музыкальной школы, добрые напутствия за лето не забыть математику или русский язык – это долги, которые со всех сторон обрушиваются на ребенка, на папу и на маму.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)
Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)

А еще конкурсы детских рисунков, поделок и сочинений, над которыми трудятся родители. Доходит до анекдота. У моих друзей не приняли настоящую детскую работу на конкурс детского рисунка и сказали маме:

– Почему же вы ему не помогли. Вы не видите, что это сделано неаккуратно?

В любом разговоре про школу не хватает той самой аккуратности.

Признания простого факта, что учитель – это не волшебник, который может превратить любого ребенка в Василия Ключевского или Сергея Аверинцева.

Понимания, что ребенок и его родители – это не пустые мешки, которые можно бесконечно наполнять всякими знаниями и заданиями, что для школьника, его папы и мамы школа – это далеко не всегда праздник, но часто тяжкая повинность. Для некоторых школа – это место, где надо «отсидеть 10 лет», чтобы потом забыть ее как страшный сон.

Я совсем не против школы. Я поработал учителем русского языка, литературы и даже истории в нескольких школах и могу сказать, что это – прекрасное место для социализации ребенка и взрослого, для чудесных психологических наблюдений, место, где можно заинтересовать школьников своим предметом (не всех и не всегда).

Вот, наверное, и все, что может дать школа. Детские и взрослые конфликты, обилие бумаг и отчетности, усталость учителей и агрессия учеников (можно и наоборот) – это черты не школы, а общества, так что эти проблемы невозможно решить распоряжением министра образования.

Хорошая школа в идеале создает комфортную среду для обучения ребенка, но не может учиться за него, плохая делает так, что конфликты и психологические проблемы значительно усложняют процесс обучения. И там, и там при желании можно приобрести необходимые знания, умения и навыки.

Но для этого нужно отказаться от модели «Нам все должны».

Все разговоры о любви, о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в педагогических институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией и соблюдают минимальные правила безопасности и приличия, которые позволяют им вместе находиться под одной крышей.

Педагогу запрещено бить и оскорблять школьника. Подросток не должен хамить учителю (родители, кстати, тоже). На переменах можно аккуратно побегать, на уроках лучше соблюдать тишину. В кабинете истории должны быть карты, в кабинете химии – пробирки и реактивы, в школьной столовой должны сносно кормить, в классе должны быть удобные  парты и стулья. Директор школы в идеале должен заботиться о своих учителях, педагоги – хорошо знать свой предмет и уметь интересно о нем рассказывать.

Вот и все, что нужно для создания нормальной школы.

Все остальное – процесс сдачи ЕГЭ или сочинения, выбор профильных предметов, количество часов истории или математики, наличие или отсутствие классов с углубленным изучением, список обязательных произведений по литературе – уже больше относится не только к конкретной школе, но и к государственной политике в области образования.

Не нужно представлять себе школу как земной рай или рассадник ужасов. Школа не должна учить вашего сына или дочь варить пельмени или делать из него великого ученого. Это задача родителей.

Но при этом родители тоже имеют право не участвовать в празднике урожая, празднике резьбы по моржовому клыку или в олимпиаде по истории, если их сыну или дочери это не нравится. 

Папам и мамам хорошо бы помнить, что школа – не камера хранения ребенка на десять лет, что воспитывает не учитель, а они сами, и что ребенок в конечном итоге может вырасти похожим на своих родителей, а не на (не)любимого учителя физкультуры или физики.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Общественное мнение: Мы потеряли родного человека

Он умер так рано именно потому, что стоял на этом посту, принимая на себя всю ненависть и ложь, которая адресовалась нашей стране. Если бы он не стоял там, в ООН, защищая нашу Родину, он прожил бы еще пятнадцать или двадцать лет. Подробности...

Станислав Смагин: Какая из двух Россий более правильная

Главный историософский выбор России: она может существовать либо как автаркия в строго очерченных этнокультурных границах, как «Остров Россия» Цымбурского, либо как стержень единого человечества – по Достоевскому. Подробности...
Обсуждение: 19 комментариев

Надана Фридрихсон: Трамп намерен разбить ось Тегеран – Пекин

На бакинской встрече высоких армейских чинов России был представлен расклад – какие страны поддерживают Штаты, каковы перспективы и последствия этой поддержки и что Россия потеряет, если будет оказывать противодействие. Подробности...
Обсуждение: 28 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Новый мюнхенский сговор

В феврале 2007-го в Германии прозвучала знаменитая мюнхенская речь Владимира Путина, которую многие западные аналитики считают событием, изменившим расклад сил в мире. Но сейчас, в 2017 году, в Мюнхене обнародована новая глобальная повестка. Подробности...
Обсуждение: 37 комментариев

Ирина Алкснис: Надо лучше работать, коллеги с Би-би-си!

Проблема с фильмом Би-би-си о страшных российских футбольных фанатах не в том, что англичане не поедут в Россию на Мундиаль. Поедут. А в том, что западные медиа все меньше чувствуют реальность, которой пытаются управлять. И реальность им это все меньше прощает. Подробности...
Обсуждение: 84 комментария

Вадим Самодуров: Перешли в наступление

В украинско-донбасском конфликте произошел коренной перелом. Если раньше организации котлов для ВСУ стали свидетельством военных возможностей командования Донбасса, то теперь сам Донбасс ступает на территорию Украины – пока лишь в культурном плане. Подробности...
Обсуждение: 33 комментария

Андрей Геращенко: Мы часть Русского мира или же нет?

Граждане Белоруссии и Украины (которые этого искренне пожелают) должны иметь право на получение российского гражданства. Российский паспорт был бы хоть и небольшой, но все же защитой от произвола националистов. Подробности...
Обсуждение: 77 комментариев

Антон Крылов: Вошь на сковороде

Поедут ли на Украину новые «политэмигранты», а по сути – обычные уголовники, сумевшие пролезть в политику? Безусловно, поедут: коррупция никуда не делась, а Киев продемонстрировал довольно простую инструкцию. Подробности...
Обсуждение: 43 комментария

Михаил Герштейн: Лучше один раз послушать Трампа, чем посмотреть CNN

Сегодня состоялась первая «сольная» пресс-конференция Трампа. Те, кто не видел или хотя бы не читал транскрипт, много потеряли. NY Post сказал, что даже теперь не так обидно, что старейший американский цирк закрывается, есть достойная замена. Подробности...
Обсуждение: 22 комментария

Иван Лизан: Подлинная цель угольной самоблокады Украины

Ни торговля с Донбассом, ни купирование «агрессии России», ни желание задавить сепаратистов не являются конечной целью всего того действа, которое рискует погрузить страну во мрак и оставить ее без остатков металлургии. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............