25 января, среда  |  Последнее обновление — 03:44  |  vz.ru

Главная тема


Сирийская оппозиция скатилась в расизм и истерику

«просто обман народа»


Первый президент Украины снял с себя вину в развале СССР

территориальный спор


Китай выступил с предупреждением в адрес США

награждение непричастных


Украинские военные летчики увольняются из-за мошенничества командиров

рабочая группа ЕС


Немецкая пресса предположила, как Россия будет «дискредитировать Меркель»

«антисемитские заголовки»


Петр Толстой обвинил журналистов в искажении его слов об Исаакиевском соборе

«любое возможное нападение»


В Конгрессе США на картах разыграли защиту Прибалтики от России

портят имидж


Дубайский отель пожаловался на российских моделей

юристы из Сити


Times: В конфликте России и Украины открылся новый фронт

«Дети ничего не читают»


Лев Пирогов: Почему скучна литература в школе?

инаугурация в США


Егор Холмогоров: Трамп, без преувеличения, всех шокировал

«отрицательный генетический отбор»


Сергей Худиев: От Шендеровича и его друзей-генетиков есть определенная государственная польза

на ваш взгляд


Как должна реагировать Москва, если новая администрация США поставит Россию перед выбором – сближение с Западом в обмен на отдаление от Китая?


Что нам должна школа?

Андрей Зайцев, публицист
   30 августа 2016, 18:50
Фото: с личной страницы facebook.com

Версия для печати  •
В закладки  •
Постоянная ссылка  •
  •
Сообщить об ошибке  •

– Лучше бы школа учила детей варить пельмени! 

«Школа – не камера хранения ребенка на десять лет»

– Горожан надо учить выживанию в деревне, а селян – в городе.

– Хотят увеличить часы труда в школе, а не понимают, что скоро даже шоферов не будет – их роботы заменят.

– Школа учит только лояльности и идеологии, и это плохо.

– Историк не может быть министром образования, он ничего не понимает в точных науках.

Это лишь часть реплик и разговоров, которые я слышал за последнюю неделю. Родители, бабушки, дедушки, обыватели – все чего-то хотят от школы, считают, что она им что-то «должна».

По другую сторону «линии фронта» находятся учителя, полагающие, что им «должны» родители. Все списки литературы на каникулы, задания от музыкальной школы, добрые напутствия за лето не забыть математику или русский язык – это долги, которые со всех сторон обрушиваются на ребенка, на папу и на маму.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)
Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией (фото: Валерий Мельников/РИА Новости)

А еще конкурсы детских рисунков, поделок и сочинений, над которыми трудятся родители. Доходит до анекдота. У моих друзей не приняли настоящую детскую работу на конкурс детского рисунка и сказали маме:

– Почему же вы ему не помогли. Вы не видите, что это сделано неаккуратно?

В любом разговоре про школу не хватает той самой аккуратности.

Признания простого факта, что учитель – это не волшебник, который может превратить любого ребенка в Василия Ключевского или Сергея Аверинцева.

Понимания, что ребенок и его родители – это не пустые мешки, которые можно бесконечно наполнять всякими знаниями и заданиями, что для школьника, его папы и мамы школа – это далеко не всегда праздник, но часто тяжкая повинность. Для некоторых школа – это место, где надо «отсидеть 10 лет», чтобы потом забыть ее как страшный сон.

Я совсем не против школы. Я поработал учителем русского языка, литературы и даже истории в нескольких школах и могу сказать, что это – прекрасное место для социализации ребенка и взрослого, для чудесных психологических наблюдений, место, где можно заинтересовать школьников своим предметом (не всех и не всегда).

Вот, наверное, и все, что может дать школа. Детские и взрослые конфликты, обилие бумаг и отчетности, усталость учителей и агрессия учеников (можно и наоборот) – это черты не школы, а общества, так что эти проблемы невозможно решить распоряжением министра образования.

Хорошая школа в идеале создает комфортную среду для обучения ребенка, но не может учиться за него, плохая делает так, что конфликты и психологические проблемы значительно усложняют процесс обучения. И там, и там при желании можно приобрести необходимые знания, умения и навыки.

Но для этого нужно отказаться от модели «Нам все должны».

Все разговоры о любви, о том, что «для вас всегда открыта в школу дверь» – не более чем прекрасный образ. Учитель не обязан любить детей. Этому не учат в педагогических институтах. Дети не должны любить педагога. Они и папу с мамой не всегда любят.

Школа – это просто место, где дети и взрослые обмениваются информацией и соблюдают минимальные правила безопасности и приличия, которые позволяют им вместе находиться под одной крышей.

Педагогу запрещено бить и оскорблять школьника. Подросток не должен хамить учителю (родители, кстати, тоже). На переменах можно аккуратно побегать, на уроках лучше соблюдать тишину. В кабинете истории должны быть карты, в кабинете химии – пробирки и реактивы, в школьной столовой должны сносно кормить, в классе должны быть удобные  парты и стулья. Директор школы в идеале должен заботиться о своих учителях, педагоги – хорошо знать свой предмет и уметь интересно о нем рассказывать.

Вот и все, что нужно для создания нормальной школы.

Все остальное – процесс сдачи ЕГЭ или сочинения, выбор профильных предметов, количество часов истории или математики, наличие или отсутствие классов с углубленным изучением, список обязательных произведений по литературе – уже больше относится не только к конкретной школе, но и к государственной политике в области образования.

Не нужно представлять себе школу как земной рай или рассадник ужасов. Школа не должна учить вашего сына или дочь варить пельмени или делать из него великого ученого. Это задача родителей.

Но при этом родители тоже имеют право не участвовать в празднике урожая, празднике резьбы по моржовому клыку или в олимпиаде по истории, если их сыну или дочери это не нравится. 

Папам и мамам хорошо бы помнить, что школа – не камера хранения ребенка на десять лет, что воспитывает не учитель, а они сами, и что ребенок в конечном итоге может вырасти похожим на своих родителей, а не на (не)любимого учителя физкультуры или физики.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь

Другие мнения

Александр Желудков: Дома надо сидеть!

В Югре, где 4 декабря страшная дорожная авария унесла жизни десяти детей, власти сделали надлежащие выводы. Главный итог: за месяц полицейские отменили 126 поездок организованных групп детей. Подробности...

Сергей Худиев: Особенности революционной генетики

Пока у нас должность штатного борца с режимом занимает Шендерович, все в порядке. Он со товарищи затыкает то место, которое могли бы занимать действительно умные, хитрые и опасные враги государства, способные привлечь народ лестью. Подробности...
Обсуждение: 24 комментария

Лев Пирогов: У вас есть дети? Вы попали!

Дети делают не то, что им говорят, а то, что видят. Мы предпочитаем всякую ерунду, и они предпочитают всякую ерунду. Ну, мы-то от своей ерунды не отступимся. Мы на работе устаем, да взрослые люди, в конце концов, имеем право! А с детьми-то как быть? Подробности...
Обсуждение: 80 комментариев

Игорь Жигун: Яркий пример гротескного распила бюджета

Миллиарды долларов были потрачены на то, чтобы заставить работающего американца оплачивать лечение маргиналов-бездельников трудоспособного возраста. Что команда Трампа предложит взамен и как с этим обстоят дела в России? Подробности...
Обсуждение: 23 комментария

Дмитрий Ольшанский: Революция теперь справа

Удивительный исторический парадокс состоит в том, что левые анти-трамп-активисты, вопящие и хулиганящие на улицах американских городов, – это наследники не хиппового движения шестидесятых, а расистской движухи той же эпохи. Подробности...
Обсуждение: 51 комментарий

Антон Любич: Сделать Россию великой

Частью американского успеха и величия лично я не являюсь, поэтому хотел бы высказать ряд соображений о том, насколько американское величие по-трамповски скажется на благополучии (и величии) России. Подробности...
Обсуждение: 34 комментария

Василий Колташов: Как завещал великий Линкольн

В ходе инаугурации Трамп заявил о возвращении власти народу, и это более всего обсуждают политологи. Но для экономистов важнее, что Трамп всерьез намерен следовать курсом легендарного президента-республиканца Авраама Линкольна. Подробности...
Обсуждение: 12 комментариев

Дмитрий Дробницкий: Всемирный Pussy Riot и конец левого движения

Спонсоры, либеральные медиа и приглашенные на протест марша миллионов селебрити рассчитывают заложить основы массового левого низового активизма в США и в недалеком будущем вернуть себе власть. Теоретически план неплох. Подробности...
Обсуждение: 86 комментариев

Егор Холмогоров: Учиться у Трампа

Трамп был удивительно хмур, жесток и почти не улыбался даже на камеру. Казалось, что, закончив присягу, он тут же произнесет свое коронное: «Вы уволены! Все вы уволены!» И он действительно это произнес. Подробности...
Обсуждение: 220 комментариев

Эдуард Диникин: Трагическая фигура русского ХХ века

21 января этого года исполнится 105 лет, как родился в городе Арзамасе Л. Л. Оболенский. Немногие вспомнят, кто это, хотя судьба этого человека многое способна объяснить из того, что происходит в наши дни, особенно на Украине и вокруг нее. Подробности...
Обсуждение: 58 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............