Актуализировалась дискуссия о роли и месте памятников в современной России: не утихают страсти вокруг проекта монумента святому князю Владимиру на Воробьевых горах.
Мы до сих пор терпим статуи Ленина на своих улицах и площадях
Антиклерикальные силы самых разных политических взглядов продемонстрировали удивительную сплоченность, развернув широкую медийную кампанию против строительства.
Что олицетворяет этот памятник сегодня? Князь Владимир является иконой покаяния, то есть радикального нравственного преображения, которое принесло Крещение. Некогда кровожадный язычник становится образцом христианского благочестия и подчиняет своему живому религиозному опыту политику молодого государства.
Православие – основа исторической матрицы русской самоидентификации, система национального самоопределения и мировоззренческая парадигма, которая сформировала нашу государственность, культуру, критерии нравственности, подарила особое отношение к жизни.
После Крещения широко распространяется грамотность, положено начало летописанию, развивается древнерусское искусство, архитектура и литература. Киевская Русь начинает чеканить свою золотую монету.
Россия вошла в общеевропейское культурное пространство, что открыло огромные горизонты для всестороннего развития восточнославянских народностей, проживавших на ее территории. Могущество православной Руси демонстрируют династические браки детей и внуков Владимира.
Так, сын Владимира Ярослав женат на дочери короля Швеции, сестра Ярослава – королева Польши, три внучки Владимира – королевы Венгрии, Норвегии и Франции, внук святого князя женат на сестре короля Польши, правнук – на дочери короля Англии, а правнучка – жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV.
Памятник князю Владимиру сегодня – это напоминание о святости как национальной идее нашего народа (Фото: Максим Блинов/РИА "Новости") |
Дискуссия вокруг памятника не исчерпывается сиюминутными политическими трендами. Речь идет о векторе развития нашего народа на десятилетия вперед.
Памятник Святому Владимиру сегодня – это образец того, что, придя к Богу, любой из нас может преобразить свою жизнь, это напоминание о святости как национальной идее нашего народа. Наконец, это символ цивилизационного могущества России и ее исторической преемственности. Все это вызывает ненависть у противников строительства памятника и побуждает их протестовать.
Самое показательное, что практически все, кто сегодня открыто выступил против монумента, одобряют 7000 монументов другому «несвятому» Владимиру: они, подобно древнему проклятию, простираются над нашей страной.
Давайте разберемся, что олицетворяют памятники Ленину, которые в Министерстве культуры уже успели назвать частью нашей идентичности и пообещали охранять.
Вспомним призывы этого деятеля к терроризму, к свержению законной власти, к массовому уничтожению людей по классовому признаку, к выливанию кислоты на головы полицейских и так далее. Эти статуи символизируют уничтожение православия, легализацию абортов и гомосексуализма.
Заключенный Лениным прогерманский Брестский мир обрек Россию на поражение в Первой мировой войне. Эта рана кровоточит до сих пор потерей Харькова и Донбасса, началом страшной гражданской войны.
Если тогда погиб миллион наших соотечественников, то в гражданскую – от 12 до 15 миллионов человек, а голод, спровоцированный гражданской войной, унес еще не менее трех-пяти миллионов: то есть только Ленин виновен в гибели 15–20 миллионов граждан России.
И при всем этом мы до сих пор терпим статуи этого злодея на своих улицах и площадях. Важно понимать, что памятник – это не просто часть истории, не просто напоминание о той или иной исторической личности, но символ того, что человек является для нас ориентиром и мы должны быть ему благодарны.
И если государство сохраняет его, значит, признает достижения. Призыв демонтировать памятники Ленину и другим советским террористам не направлен на то, чтобы забыть свою историю, как об этом говорят апологеты красных метастаз на теле России. Это всего лишь просьба дать конкретным явлениям прошлого моральную оценку.
Как можно возмущаться тем, что на Украине ставят памятники Бандере и Шухевичу, или, например, тем, что в современной Германии кто-либо потребует установить памятник Гитлеру, и защищать при этом памятники Ленину?
В государстве, где противодействие Майдану является основным трендом внутренней политики и чуть ли не национальной идеей, тысячи памятников человеку, который в результате террора и государственного переворота захватил власть, выглядят халатно.
Ведь наличие их говорит о том, что мы признаем большевистский переворот 1917 года положительным событием, и, более того, – что и впредь подобные зверства вполне возможны. Что подумает подросток, глядя на эти идолы?
Ответ очевиден: чтобы получить славу и общественное признание, достаточно просто делать то же, что и Ленин. Стоит ли завтра удивляться тому, что этот подросток возьмет в руки коктейль Молотова или начнет стрелять в полицейских?
Мы должны выбрать, кто является нравственным ориентиром, памятники кому будут видеть наши дети и внуки: святому князю Владимиру и другим русским святым или революционеру Владимиру и его подельникам-террористам? Ведь пока мы не дадим нравственную оценку своей истории, не начнем добро называть добром, а зло – злом, то никогда не преодолеем раскол в нашем обществе.Подобно тому, как человек, оправдывающий грехи своего прошлого, не способен к покаянию, а значит – и нравственному преображению, так и народ, который оправдывает исторические преступления своих правителей, лишает себя будущего.
Демонтаж памятников Ленину и установка на их месте памятников князю Владимиру и другим русским святым будут актом подлинного исторического и гражданского примирения нашего народа, как друг с другом, так и с Богом.