Лет пятнадцать назад у нас в офисе работала уборщицей тетя Катя. Она появлялась на работе в 7.30, убирала и в 8.00 уже уходила. Я приходила раньше всех и часто ее заставала.
Патриархат ставит женщину в позицию «недочеловека», «друга человека», «спутницы человека
Тетя Катя не хотела, чтобы ее кто-то видел: ее постоянно избивал муж, и она приходила либо с фингалом, либо с расцарапанным лицом. Иногда муж избивал ее настолько сильно, что вместо тети Кати убирать шла ее старшая дочь Марина пятнадцати лет (дочерей у тети Кати и ее садиста-мужа было четыре).
Через несколько лет я встретила Марину, которая гордо катила перед собой детскую коляску. Я спросила: «Как ты, смотрю, замуж вышла, ребенка родила». Марина ответила, что она вышла замуж очень удачно: муж ее почти не бьет, только 2 раза в месяц, когда получает зарплату, что она счастлива тем, что, в отличие от мамы, она вышла замуж за «хорошего мужика». «Он хороший, – говорила Марина. – Руки золотые, на работе уважают, подарки дарит».
Как нужно изуродовать человеческое сознание, чтобы избиение по 2 раза в месяц считать «счастливой жизнью»?
Главной причиной домашнего насилия в патриархатном обществе является изначально приниженное положение женщины по отношению к мужчине. Эта приниженность женщины отражается во всем, она стала настолько привычной, что большая часть людей не замечает этого и относится как к должному.
Сколько женщин соглашается встречаться и даже создавать семью с мужчинами, которые избивали предыдущих жен? (фото: Radu Sigheti/Reuters) |
Патриархат ставит женщину в позицию «недочеловека», «друга человека», «спутницы человека». Женщина рассматривается исключительно через призму интересов мужчин, ее достоинствами объявляются быть удобной мужчине, угождать мужчине, быть уязвимой по отношению к мужчине.
В патриархатной культуре мужчина считается беспрекословным главой семьи, а все остальные – жена и дети – в таких условиях оказываются в подчиненном положении. А раз положение у нее – подчиненное, значит ею можно командовать, а в случае, если не хочет подчиняться, то наказывать. В «Домострое» целая глава посвящена наказанию жены.
Одна из основных причин домашнего насилия – толерантность российского общества к нему. А что такого? «Воспитал бабу», «а она зачем гуляет», «плохо готовила» и вообще «когда говорят мужчины, бабам рот открывать не положено». Общество осуждает «дуру-бабу», а не мужа-садиста.
В прошлом году на феминистском митинге одна из участниц стояла с плакатом собственного изготовления. Плакат рассказывал тяжелую историю жертвы домашнего насилия, типичную для России, и состоял из четырех рисунков. На первом молодая женщина звонит маме и жалуется: «Мама, он меня бьет», на второй мама отвечает: «Терпи, ты же женщина». На третьей эта мама стоит с внуками на могиле дочери. А на четвертой муж справляет свадьбу с новой женой, которую не остановило то, что предыдущую он убил.
Сколько женщин соглашается встречаться и даже создавать семью с мужчинами, которые избивали предыдущих жен? Почему муж-тиран остается уважаемым членом общества, да еще награждается лестными эпитетами «молодец, настоящий мужик», «знаешь, как бабу на место поставить»?
Еще одна из серьезных причин, порождающих домашнее насилие, – это то, что патриархальная культура с детства приучает рассматривать женщин только как приложение к мужчине. Женщина «без мужика» считается в обществе неполноценной. Самая страшная перспектива, которой пугают девочку, которая ленится мыть пол: «Тебя никто замуж не возьмет», «Останешься старой девой». Остаться «старой девой» считается позором.
Если разобраться, почему общество так негативно относится к асексуалкам? Почему «старых дев» стараются принизить, затравить или пожалеть? Ведь отказ от секса не делает человека глупее. Даже наоборот, у асексуалок больше времени для самообразования, исследования и творчества. А вот почему: они не подчиняются патриархатным нормам. Асексуальность – это протест против патриархата. Протест одиночки. Патриархатное общество такого не прощает, и асексуалку ждут насмешки и издевательства.
Девушку убеждают, что «принцев мало и на всех их не хватает». И вынуждена она согласиться на первый попавшийся вариант... Даже в интеллигентных кругах отказ женщины от «предложения руки и сердца» считается неприличным. А затем для многих начинается ад. Начинается с, казалось бы, невинного «дура», «телка». Потом первая пощечина. Ей кажется – случайность, понервничал, на работе неприятности. И она его прощает. А агрессор воспринимает прощение как слабость, как свою безнаказанность. Именно с первой пощечины наступает точка невозврата.
Многие терпят, подчиняясь разрушительному стереотипу «не выносить сор из избы». Многие боятся остаться одни, оставить без отца детей. Вот и приносят свое физическое и психическое здоровье, а то и жизнь, в жертву.
Кто-то пытается найти защиту в «правоохранительных» органах. Но там заявления стараются не принимать, мотивируя тем, что «это ваше семейное дело, сами разбирайтесь». Если дело даже доходит до суда, то насильник отделывается штрафом – телесные повреждения в российском УК считаются легким преступлением, а в сознании людей так и вовсе нормой.
Получается, что женщине ничего не остается, кроме как «разбираться самой». Зачастую они останавливают насильника навсегда, хотя собирались его только оглушить.
Помните финальную сцену замечательного фильма «В постели с врагом», где измученная побоями и издевательствами женщина убивает своего мучителя и звонит в полицию: «Приезжайте. Я убила врага». Из фильма мы не узнаем о том, задержали ли ее, осудили ли и какое наказание назначили.
А вот российское правосудие к вчерашним жертвам очень сурово. Истории 90% женщин, обвиняемых и осужденных по статье 105 УК РФ «Убийство», различаются лишь в деталях. Муж или любовник постоянно избивал, полиция не принимала заявление, добиться было ничего невозможно. И, не выдержав, жертва хватается за нож или за сковородку.Многих можно было бы судить лишь за превышение пределов необходимой обороны. Но следователь, которому нужно раскрыть «тяжкое» преступление, квалифицирует действие жертвы как убийство. И вчерашние жертвы домашнего насилия отправляются на зону.
Есть ли возможность уничтожить укоренившееся в обществе зло, или мы обречены жить с ним всегда? Да, есть. Для начала нужно прекратить быть толерантными к насильникам, не поддаваться искушению оправдать их. Общество должно принять тот факт, что женщина – это в первую очередь человек, личность и что женщина и мужчина равны, и никто не может быть выше только по причине различия гениталий.
Женщине стоит осознать то, что одиночество – это не несчастье и не позор, а возможность образовываться и самообразовываться, делать карьеру, посвятить время творчеству и духовному росту.
Тогда и случаев домашнего насилия будет меньше.