Неожиданно «Око Саурона», которое будет гореть над Москвой в качестве «оригинального рекламного баннера» во время показа последней части фильма про Бильбо Бэггинса, стало предметом политического и религиозного спора.
Первыми стали шутить на тему «Глаза Зла» в Москве политические журналисты и блогеры. Им идея скорее понравилась. Противниками же появления «Ока» выступили многие верующие.
От Русской церкви негативно по поводу баннера высказался протоиерей Всеволод Чаплин. Что, в общем, неудивительно. Отец Всеволод в последнее время вообще склонен к негативным высказываниям.
Впрочем, сначала все же давайте поговорим не о Церкви, а об отечественных политике и менталитете, которые в контексте «Ока» оказались плотно связаны.
1
Начать тут стоит с самоиронии, присущей русским, с нашей любви к «клюкве». Ну, все эти балалайки с ушанками, медведи на улицах и прочие ядерные реакторы, которые работают на водке.
В теории все эти байки про «страшную Россию» должны были бы обижать нас, жителей страны. На практике это нас, как правило, веселит. Многие в Сети специально собирают такую «иностранную клюкву», даже творчески ее обыгрывают.
В политической части этой самой «клюквы» нас со времен холодной войны сравнивали с Империей Зла. С той самой, которая в «Звездных войнах» Джорджа Лукаса.
И вот с девяностых практически, когда пиратские кассеты с бессмертной трилогией стали доступны всем желающим, по всей стране русские люди полюбили ситхов. На серверах онлайн-игры «Star Wars: The Old Republic» еще года два назад за ситхов и «Старую Империю» играло огромное количество русских, сербов, македонцев и почему-то итальянцев. При этом остальным европейцам и американцам про русских, играющих за Империю, «все было понятно».
Ну, в общем, и нам тоже про себя все понятно. Имперское бессознательное прорвалось и здесь. Игроки – это ведь не какие-то профессиональные тролли-политологи, а самые обычные люди.
2
И вот еще один тренд «поэтической оценки России», в последнее время снова ставший актуальным: теперь мы не Империя Зла, а Мордор. Населенный ватниками-орками, правит которыми вполне себе Саурон-Путин из мрачных башен Кремля. И этот образ тоже был воспринят нашими людьми с известной долей юмора. Ну, раз мы Мордор, то вы, видимо, прекрасные эльфы, которые даже у Толкина ребята хоть и вечно молодые и прекрасные, но периодически то до крайности жестокие, то эгоистично-лицемерные.
Зато мы, орки – простые и прямолинейные... и Крым наш. И вот на почву этой актуальной самоиронии и шутливых рассуждений о мрачной, но единой Империи под властью Темнейшего Властелина как раз и ложится рекламная акция с «Оком Саурона».
Гори, Саурон! (фото: New Line Cinema) |
Вы понимаете, какой хохот раздавался за мониторами, пока все читали новость о появлении такого оригинального «баннера» в Москве. Естественно, комментарии по поводу «Ока» в массе своей были одобрительные: «наконец-то символика совпадает с нашей сутью», «очень в тему легло» и так далее.
Ваш покорный слуга никакого криминала в баннере тоже не видит. Более того: считает, что такое «Око» можно бы вообще перед окнами каждой областной и городской администрации соорудить. Для повышения эффективности принятия решений, снижения уровня коррупции чиновников и прочих позитивных вещей. Чтобы знали, что «Владыка следит за тобой». А то памятники Ленину перед оными администрациями уже давно никого не пугают.
3
Это, конечно, тоже шутка в продолжение «клюквы» и развитие темы нашего родного «Северного Мордора». Однако есть и люди, отнесшиеся к баннеру серьезно и всерьез несогласные с его установкой. Тот же вышеупомянутый протоиерей Всеволод Чаплин.Аргументация тут простая: если рассуждать без шуток, Саурон у Толкина – это главный помощник и наместник Моргота. Абсолютного зла. То есть Саурон – этакий фэнтезийный антихрист со всеми вытекающими.
Тот факт, что Толкин был христианином и активно использовал в творчестве именно христианские мотивы, оспорить сложно. И понятно, что для христианина в этом контексте «оригинальный баннер» не означает ничего хорошего.
Правда, есть ряд нюансов. Насколько я помню (а помню я неточно: и «Хоббита», и «Властелина колец» читал очень давно), в книгах никакого огромного глаза, горящего на вершине черного шпиля, не было. Да и не про «огненный Глаз» в книгах мастера была речь. Вот это самое материализованное «Око» – это во многом придумка Питера Джексона, режиссера фильма. А здесь возникает уже иной вопрос: а насколько фильмы – что «Властелин колец», что «Хоббит» – проводят ту самую христианскую канву, которую так тщательно прописывал Толкин?
Как-то вот эти мотивы за спецэффектами, массовой резней и прочими батальными сценами с отрубанием голов не то чтобы просматривались. Нам видно лишь очередной масштабный блокбастер, где зло – это такое голливудское зло, а добро – не менее же голливудское «добро с кулаками», а также секирами, фаерболами и прочим обширным арсеналом причинения пользы и нанесения блага любой ценой.
Вся инфернальщина, которая у Толкина тщательно вписана в христианский контекст, выхолощена из фильма примерно так же, как и христианские мотивы добра, покаяния и справедливости. Так что не думаю, что «Око Саурона» несет в экранном его виде какой-то демонический оттенок.
***
Сама по себе борьба отца Всеволода за чистоту нравов и общее благочестие, конечно, похвальна. Но возвращаясь к памятникам Ленину...
Око-то повисит пару дней и погаснет, а Мавзолей с трупом Ленина внутри, например, останется. И я что-то не припомню, чтобы отец Всеволод активно, планомерно, бескомпромиссно выступал за то, чтобы главного большевика страны убрали уже с Красной площади и похоронили нормально.
Хотя это уже совсем другая история.