Мнения

Василий Колташов
руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества

«Шагать далеко и колоть остро»

2 апреля 2012, 12:56

Деятелям искусства только кажется, будто они творят независимо от типа существующей экономики. В действительности не только они сами со своими идеями, но во многом также их творческие продукты порождены современной экономической моделью.

Главным страхом простого человека стало нарушение равновесия, отсюда и упор политиков на тему стабильности

После бурных 1970-х годов настала эпоха финансовой глобализации, могущественных корпораций, усиления трудовой сегрегации и демонтажа многих лишних, по мнению идеологов «свободного рынка», институтов и прав. Это очень быстро отразилось на настроении литераторов. Фэнтези и киберпанк принялись теснить научную фантастику. Приключенческий тип произведений вышел на первый план, а социальная проблематика отошла на второй. Даже критические книги, такие как «Generation «П» Виктора Пелевина, обходили социально-экономические ребра современности. Так выходило не потому, что в 1980–2000-х годах общественные проблемы ушли, а из-за того, что люди в большинстве принялись от них спасаться в индивидуальной раковине.

Массовое чтиво оказалось в плену упадочнического духа. Мощь большого бизнеса и его безжалостный напор пугали авторов или заставляли их капитулировать. Они бежали от реального зла либо признавали его вечной несокрушимой силой. Даже левые литераторы попадали в ловушку истории. Они писали мрачные картины торжества общества потребления (пусть даже только как идеала) и законов неограниченного рынка. В окружающем мире наблюдалось именно это. Глобализация расширила мировую торговлю и облегчила движение капиталов, сохранив и даже усилив национальную изоляцию рынков труда. Нелегальная миграция, а точнее положение нелегального человека и работника, лишь явились отражением этих жестких границ.

Если в эру глобализации коммуникации прогрессировали, то социальное государство демонтировалось. Неоконсервативные режимы решительно повсюду проводили либеральный рыночный курс. Вывоз индустрии в «третий мир» привел в передовых странах к деградации и застою в культуре. Вера в общественный прогресс, не только в его информационную компоненту, таяла, как отмечал греко-французский мыслитель Корнилиос Касториадис еще в 1980-х годах. Упадок духа масс выводил на первый план индивидуалистический роман. Особо популярной оказалась схема необычайных приключений героя-обывателя при невероятных условиях. Причем этот «самый обыкновенный человек» являлся не свидетелем великих переломов истории, подобно героям книг Вальтера Скотта, а ключевым персонажем. Забавной напастью литературы стала идеализация положительных героев и демонизация отрицательных.

По своей направленности произведения искусства, и литературы в частности, делятся на лояльные действительности и критичные к ней. Другое мерило – взгляд на мир, оптимистический или пессимистический. Он способен отражать ускорение социального прогресса, его замедление и даже регресс. Эпоха, оставленная позади мировым экономическим кризисом, характеризовалась доминированием лояльности и общественного пессимизма.

В хорошем социальном романе прошлого, где события чаще всего разворачивались на историческом фоне, моральная неоднозначность положительных действующих лиц являлась важным достоинством. Она служила связующей нитью между социальной реальностью и личностью. Возможно, поэтому индивидуальные черты героев казались подлинными. Литераторы нашего времени нередко грешат «голливудскими» штампами, сводя характер персонажей к соответствию одной из категорий: доверчивый, смелый, глупый, неуместно честный, наглый, лживый и т.д. Схематичным становится поведение героев. Даже мастера актуального для докризисного времени пера, такие как Борис Акунин, не обходились без затруднений при создании реалистичного характера, хотя и делали эту попытку в отличие от большинства авторов. Сыщик Эраст Фандорин слишком покладист, чтобы тянуть читателя к развитию своего «Я», и недостаточно нелоялен системе, чтобы восхищать своими повадками.

Писатели, за редким исключением, не просто научились в сумрачную годину глобализации бояться шагать далеко и колоть остро. Они поняли, что читатель опасается и не ищет подобного в книгах, потому что считает себя неспособным даже частично повторить литературных героев. Главным страхом простого человека стало нарушение равновесия, отсюда и упор политиков на тему стабильности. Модель экономики надолго социально обездвижила ум массового читателя. Но когда настал глобальный кризис, ситуация начала меняться. Неслучайно наш институт еще весной 2008 года сделал заключение о грядущем повышении социальной активности и революции в искусстве, перевороте вкусов, запросов и ценностей. Впереди возврат социальной проблематики и возрождение спроса на историко-социальный характер героев.

Литература выделяется на фоне остальных направлений современного искусства тем, что сохранила наибольшую трудоемкость. Хорошая книга редко может быть написана быстро, и если художник нашей эпохи, как правило, видит творение своих рук рано, то серьезный литератор может потратить годы на написание одного произведения. Отказ от «рыночного» темпа в работе над книгой позволяет лучше использовать в тексте различные психологические приемы. Так, если в ΧΙΧ веке читатель как бы наблюдал за повествованием со стороны, иногда выслушивая наставления и разъяснения автора, то в современной литературе он как будто делается участником событий. Но возможен и некий формат 3D, когда писателю удается передать ощущения героев, не только душевные, но и физические.

Все это требует тщательной работы над текстом, что никак нельзя автоматизировать и значительно ускорить. Содержательность сцен зависит от их продуманности, что тоже требует немалого времени. Важна и работа с материалом. Стендаль написал «Красное и черное», изучая судебные процессы над яркими молодыми авантюристами.

Коммерческое искусство не стоит оставлять за скобками, потому что оно, в сущности, не является искусством. Оно грубейшим образом ориентируется на настроения публики и буквально конструирует книги по макетам. Здесь, как и в подлинно авторской литературе, имеется общая проблема: творец книги остается комнатным существом. Он социально пассивен. Однако, если это не так, то книг из-под его пера может выходить меньше. Сами они при этом способны быть жизненней. Профессионализм в литературе хорош тогда, когда техника литератора соединяется с его живейшим интересом к судьбе общества, его проблемам, порокам и восхитительным сторонам.

Крайне важной литературной деталью эры финансовой глобализации стало ослабление исторического романа как направления. Вымышленная реальность настолько разрослась, что вошло в моду превращать в нее даже прошлое. Из фона, который всегда можно было корректировать, оно сделалось абсолютно пластичным материалом. В итоге из исторического романа вышли фэнтези и фантастика на псевдоисторической почве. Ее историческим – эпохальным – признаком остается соблюдение общего для литературы времени глобализации правила десоциализации. Выражается оно в обезжизнивании произведения. Как будто сделав круг, литература вернулась в средневековье, превратившись в набор форм и техник.

Венгерский литературный критик Дьёрдь Лукач не случайно подчеркивал огромное значение исторического романа для общества. «Исторический роман» – одна из основных его работ. Прошлое в этом жанре представляет собой не фон для функционирования прозаических персонажей из нашего времени, а возможность отразить конфликты настоящего, а уже затем показать сильные и слабые стороны человека. При таком подходе роман о прошлом становится и книгой о настоящем. А упадок этого направления в его чистом виде явно указывает на упадок в минувшие десятилетия серьезного интереса к объективной реальности. Этого не могло случиться без коренных перемен в общественной жизни, связанных с установившейся агрессивной неолиберальной моделью капитализма.

После 2008 года мир вошел в очередную эпоху перемен. Для литературы это создает новые вызовы

Любители исторического романа делятся на две группы: на тех, кто ищет фон для обывательских, хоть и внешне невероятных приключений, и тех, для кого проблематика важнее поверхностных черт далекой эпохи. Но, как ни странно, детали времени наилучшим образом выходят тогда, когда автор стремится наполнить произведение подлинными общественными конфликтами. Желание такое не могло возникнуть у многих людей в обстановке «конца истории», когда все изменения сводились к внешнему соперничеству стран и борьбе корпораций. Мир должен фундаментально меняться, рассыпаться и снова складываться на глазах литератора, чтобы его охватило желание писать не о своей скромной жизни, не о похождениях унылого кассира в преисподней, а о титанических сдвигах. Яркие и новые характеры гораздо лучше выйдут на подобном неровном, колышущемся основании, каковым и является вся история.

После 2008 года мир вошел в очередную эпоху перемен. Для литературы это создает новые вызовы. Возможно, изучение предпосылок кризисного времени и его первых подземных толчков наряду с любовью к литературе подвигли автора этой статьи часть времени уделить художественной прозе. Роман о бурном упадке Византии под натиском варваров и внутренних противоречий в VI–VII столетиях показался мне подходящей формой выражения проблем современного общества. За первой книгой серии «Византийская ночь» последовала вторая. И всему виной именно реальность, создаваемая и точнее всего выражаемая экономикой, изменяющаяся вместе с ее моделью.

Если вымышленная десоциализованная реальность была характерной чертой литературы времен глобализации, то новое непростое время выведет на первый план реалистическую литературу. И если будет спрос, то будет и соперничество школ, и борьба за качество. А качество – это как раз то, чего не хватало книгам прошлой эпохи.

Специально для газеты ВЗГЛЯД

Вам может быть интересно

Путин предложил Пашиняну в закрытом формате обсудить безопасность в регионе
Темы дня

Британия применила против России тактику инфантила

Британия высылает военного атташе посольства России, жалуясь на «шпионаж» и даже «поджоги». Этому предшествовал обмен мнениями по линии МИД двух стран, где поднималась тема военных ударов по территории друг друга. Почему британцы в отношении России ведут себя даже более безумно, чем США? И чем им ответит Москва?

Финляндию превращают в пороховой завод НАТО

Тот факт, что Евросоюз не смог выполнить обязательства перед Киевом по поставкам боеприпасов, сильно волнует не только Киев, но и Хельсинки. Финны решили взять дело в свои руки, превратив Финляндию в производственную площадку для тротила и пороха. Так они планируют покрыть свои убытки от конфликта с Россией, но им может помешать Китай.

Захарова: Чудовища Байдена оскорбили память миллионов жертв Второй мировой

Украинки шансоном поддержали в TikTok сбежавших от мобилизации парней

В голове Роберта Кеннеди-младшего обнаружен поедающий мозг червь

Новости

Эксперт: Киев переименовал в честь Евросоюза труднодоступную часть города

На месте брюссельских чиновников стоило бы оскорбиться решением переименовать проспект Правды в честь Евросоюза, особенно если учесть специфику этого района в городе, считает киевский политолог Алексей Нечаев. Решение о переименовании проспекта Правды принял горсовет Киева.

Временного поверенного в делах РФ вызвали в МИД Эстонии из-за сигнала GPS

МИД Эстонии вызвал временного поверенного в делах России, чтобы выразить протест в связи с помехами сигналу GPS, в которых Таллин обвиняет Москву.

Грузинские радикалы назвали постпреда Евросоюза «пенисом»

Грузинские радикалы нецензурно отзываются о постпреде Евросоюза в стране Павле Кхерчинском за его вклад в получение Грузией статуса страны-кандидата в это объединение, свидетельствуют обнародованные интернет-порталом FOR.GE аудиозаписи переговоров, аутентичность которых пока официально не подтверждена, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Российского гребца лишили нейтрального статуса из-за лайков под видео с Путиным

Международная федерация каноэ (ICF) лишила российского гребца-каноиста Михаила Павлова допуска к своим соревнованиям в нейтральном статусе, сообщил президент Всероссийский федерации гребли на байдарках и каноэ Евгений Архипов.

Пентагон подтвердил приостановку поставок оружия Израилю

США приостановили поставку оружия Израилю из-за ситуации с Рафахом, заявил министр обороны страны Ллойд Остин на слушаниях в комитете по ассигнованиям Сената.

Захарова: Действия властей Великобритании подтверждают враждебность линии англичан

Правительство Британии не только не намерено отказываться от курса на провоцирование России, но и прилагает существенные усилия для повышения градуса конфронтации, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Свитер представительницы Украины на Евровидении разгневал поляков

В Польше призывают не отдавать свой голос Украине на Евровидении, поводом послужил видеоролик, на котором представляющая эту страну на конкурсе певица Яна Шамаева (сценический псевдоним Jerry Heil) поет в свитере с надписью Banderaciaga.

В США признали зависимость от чипов из Тайваня

Министр торговли США Джина Раймондо заявила, что Америка покупает 92% своих передовых чипов у тайваньской компании TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company).

ЕАЭС решил начать переговоры с Монголией о зоне свободной торговли

Лидеры стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Монголии на юбилейном саммите приняли решение начать переговоры о заключении временного торгового соглашения, сообщила пресс-служба Кремля.

Названа дата первого рейса из возобновившего работу аэропорта Элисты

Первый рейс из возобновившего работу в условиях СВО аэропорта Элисты состоится 28 мая в аэропорт Жуковский Московской области, рассказал глава Калмыкии Бату Хасиков.

В МВД разъяснили правила нахождения украинцев в России

Граждане Украины, а также лица, ранее являвшиеся гражданами Донецкой и Луганской народных республик, могут беспрепятственно находиться на территории России и работать без оформления разрешительных документов, сообщили в пресс-центре МВД РФ.

Таможня Литвы не пропустила в РФ электромобили Tesla Cybertruck

Литовская таможня задержала два электромобиля Tesla Cybertruck, которые, по подозрению властей, вывозились с терриотрии республики в Россию с нарушением санкций.
Мнения

Ирина Алкснис: Русский государственный стиль

Мероприятие в Кремле напомнило миру, что инаугурация – это не триумф одного человека и его власти, а чествование страной своего выбора, дальнейшего пути и собственной судьбы.

Андрей Полонский: А что ты делал во время этой войны?

Волонтеры сумели насытить благородный призыв «своих не бросаем» конкретным человеческим содержанием, за которым в каждом отдельном случае встают глубоко личные истории.

Александр Носович: Молдавия при Санду косплеит Прибалтику

Даже в проплаченном материале президент Молдавии Майя Санду не может достойно ответить на неудобные вопросы. И такой простодушный ответ на вопрос про румынский паспорт: а че, я как все, у нас миллион человек в стране имеют румынский паспорт, ерунда, дело житейское...
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?